Первый частный спутник с солнечным парусом отправляется в космос — Naked Science

Первый частный спутник с солнечным парусом отправляется в космос

20 мая 2015 года, около 18:00 по московскому времени с мыса Канаверал должен состояться весьма знаменательный пуск. На борту ракеты-носителя Atlas-5 в очередной полет отправится сверхсекретный мини-шаттл Boeing X-37B, а также экспериментальный спутник LightSail, предназначенный для отработки долгожданной технологии солнечного паруса.

20140709_LightSail1_Space03

Концепция солнечного паруса аналогична знакомым всем парусам морских кораблей прошлого. Солнечное излучение и солнечный ветер, непрерывно исходящие от нашей звезды, создают слабое, но постоянное давление, направленное к периферии Солнечной системы. Достаточно развернуть достаточно обширный, легкий и прочный парус, чтобы частицы, ударяя в него, помогали космическим аппаратам двигаться, не расходуя ни грана топлива и запасенной на борту энергии.

Элегантная идея впервые появилась еще в трудах легендарного немецкого астронома Иоганна Кеплера, который пришел к мысли о существовании солнечного ветра, наблюдая за длинными хвостами комет, развернутыми от Солнца. А следом – и к мысли о возможности использования этой даровой энергии. Однако практическая реализация солнечного паруса столкнулась со множеством трудностей, преодолеть которые до конца пока не удалось. Несколько экспериментальных аппаратов, созданных в СССР, США и Японии, выполняли испытательные полеты с той или иной степенью успеха — но ни один из них не смог положить начало флоту новых космических зондов с парусами. Возможно, это удастся новому спутнику, разработанному американской частной организацией Planetary Society.

Сам по себе спутник LightSail невелик – размерами с буханку (или, говоря по-петербургски, булку) хлеба, так что выводиться на орбиту он будет в качестве побочной, дополнительной нагрузки к основному герою нынешнего запуска – разведывательному шаттлу X-37B. Около месяца после старта LightSail будет проходить начальные тесты, и лишь затем попробует раскрыть 32-метровый парус из сверхпрочного майлара толщиной всего 0,0045 мм.

Стоит сказать, что высота орбиты LightSail будет невелика – настолько, что даже раскрытый парус не позволит ему полностью компенсировать потерю энергии из-за сопротивления разреженной атмосферы, вследствие чего спутник не сможет провести в полете больше нескольких дней. Задача его – отработка первого, критического этапа действий с солнечным парусом, а именно его раскрытия. В настоящий полет (если все пройдет по плану) отправится лишь следующий LightSail, запускать который будет уже тяжелая ракета SpaceX Falcon Heavy.

По оценке Planetary Society, на весь проект будет затрачено около 5,5 млн долларов, включая 1 млн, полученный от частных жертвователей. Совсем небольшая цена за воплощение принципиально новой схемы движения в космосе – и за реализацию мечты. «LightSail совершенен не только технически, но и романтически, – говорит глава фонда, знаменитый популяризатор науки Билл Най (Bill Nye). – Мы сможем в буквальном смысле плавать в лучах Солнца».

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.