20.05.2015
Редакция Naked Science

Первый частный спутник с солнечным парусом отправляется в космос

20 мая 2015 года, около 18:00 по московскому времени с мыса Канаверал должен состояться весьма знаменательный пуск. На борту ракеты-носителя Atlas-5 в очередной полет отправится сверхсекретный мини-шаттл Boeing X-37B, а также экспериментальный спутник LightSail, предназначенный для отработки долгожданной технологии солнечного паруса.

20140709_LightSail1_Space03

Концепция солнечного паруса аналогична знакомым всем парусам морских кораблей прошлого. Солнечное излучение и солнечный ветер, непрерывно исходящие от нашей звезды, создают слабое, но постоянное давление, направленное к периферии Солнечной системы. Достаточно развернуть достаточно обширный, легкий и прочный парус, чтобы частицы, ударяя в него, помогали космическим аппаратам двигаться, не расходуя ни грана топлива и запасенной на борту энергии.

Элегантная идея впервые появилась еще в трудах легендарного немецкого астронома Иоганна Кеплера, который пришел к мысли о существовании солнечного ветра, наблюдая за длинными хвостами комет, развернутыми от Солнца. А следом – и к мысли о возможности использования этой даровой энергии. Однако практическая реализация солнечного паруса столкнулась со множеством трудностей, преодолеть которые до конца пока не удалось. Несколько экспериментальных аппаратов, созданных в СССР, США и Японии, выполняли испытательные полеты с той или иной степенью успеха — но ни один из них не смог положить начало флоту новых космических зондов с парусами. Возможно, это удастся новому спутнику, разработанному американской частной организацией Planetary Society.

Сам по себе спутник LightSail невелик – размерами с буханку (или, говоря по-петербургски, булку) хлеба, так что выводиться на орбиту он будет в качестве побочной, дополнительной нагрузки к основному герою нынешнего запуска – разведывательному шаттлу X-37B. Около месяца после старта LightSail будет проходить начальные тесты, и лишь затем попробует раскрыть 32-метровый парус из сверхпрочного майлара толщиной всего 0,0045 мм.

Стоит сказать, что высота орбиты LightSail будет невелика – настолько, что даже раскрытый парус не позволит ему полностью компенсировать потерю энергии из-за сопротивления разреженной атмосферы, вследствие чего спутник не сможет провести в полете больше нескольких дней. Задача его – отработка первого, критического этапа действий с солнечным парусом, а именно его раскрытия. В настоящий полет (если все пройдет по плану) отправится лишь следующий LightSail, запускать который будет уже тяжелая ракета SpaceX Falcon Heavy.

По оценке Planetary Society, на весь проект будет затрачено около 5,5 млн долларов, включая 1 млн, полученный от частных жертвователей. Совсем небольшая цена за воплощение принципиально новой схемы движения в космосе – и за реализацию мечты. «LightSail совершенен не только технически, но и романтически, – говорит глава фонда, знаменитый популяризатор науки Билл Най (Bill Nye). – Мы сможем в буквальном смысле плавать в лучах Солнца».