22.08.2018
Discovery Channel
399

Памятники XX века: пять выдающихся заброшенных объектов инженерии

Истории XX века посвящены миллионы учебников и книг, фильмов, картин, скульптур, но о некоторых ее страницах красноречиво могут рассказать и некогда величественные заброшенные сооружения, которые стали своеобразными памятниками эпохи.

Противоракетная база имени Стэнли Микельсена
Противоракетная база имени Стэнли Микельсена

Противоракетная база имени Стэнли Микельсена, США 

Пирамиды можно отыскать не только в Египте — одна из них находится в Северной Дакоте. Правда, ее создали не представители древних цивилизаций, а американские военные, ведь загадочный объект — не что иное как радар ракетной позиции противоракетной базы имени Стэнли Микельсена.

Этот комплекс был построен в рамках программы противоракетной обороны Safeguard для защиты районов, где базировались межконтинентальные баллистические ракеты «Минитмен». Фазированные антенные решетки радиолокационной станции, установленные на каждой из четырех стен усеченной пирамиды, позволяли радару отслеживать ракеты, летящие с любого направления, а под самим объектом находился командный бункер. Также в центральную позицию базы входили радар дальнего обнаружения, 30 шахт противоракет «Спартан» и 16 шахт противоракет «Спринт».

Противоракетная база имени Стэнли Микельсена

Планировалось, что вслед за базой в Северной Дакоте в стране появятся и другие аналогичные комплексы, но после того, как в 1972 году был подписан Договор об ограничении систем противоракетной обороны, работу над другими объектами свернули. Да и сама база имени Стэнли Микельсена пробыла на вооружении совсем недолго: в 1975-м ее поставили на боевое дежурство, а буквально на следующий день конгресс США решил прекратить работу по проекту: защиту ядерного арсенала страны решили возложить на подводные ракетоносцы, что было дешевле и эффективнее. Через пять месяцев базу законсервировали.

Долгое время пустующий комплекс порождал легенды о скрывающихся внутри тайных сообществах и проходящих там засекреченных экспериментах, пока американское правительство не выставило его на аукцион. В декабре 2012 года за 530 тысяч долларов объект выкупила религиозная община гуттеритов из города Форбс в Северной Дакоте. Правда, пока не известно, что она собирается делать со своим имуществом — бывшая база по-прежнему выглядит заброшенной.

Авиабаза Баянтал, Монголия 

Пирамида в Северной Дакоте не единственный символ военной лихорадки 1970-х. Еще один масштабный заброшенный милитари-объект той эпохи находится в пустыне Гоби. Это авиабаза Баянтал, которую из-за обострившихся советско-китайских отношений построил СССР на случай конфликта с КНР.

Взлетно-посадочная полоса крупнейшей советской авиабазы в Монголии протянулась больше чем на три километра. Также здесь были выстроены многочисленные ангары, бункеры, бараки, монументы и пятиэтажные хрущевки, в которых проживали около 1800 военных с семьями. Развитая инфраструктура и защищенность базы должны были обеспечить ей выживание в самых разных условиях, но до войны, к счастью, не дошло.

Авиабаза Баянтал

После того как советские войска покинули Баянтал, мародеры унесли с базы все, что имело хоть какую-то ценность, и сегодня заехавших в эти края путешественников встречают обветшавшие и полуразвалившиеся здания. О былом величии напоминает только легендарный самолет Миг-21 на бетонном пьедестале, гордо направленный в небо. В последние годы Баянтал облюбовали кочевники Гоби, которые стали разбивать свои жилища на территории базы, а некоторые монголы заселили и более-менее привели в порядок как минимум одну из пустующих пятиэтажек.

Завод Hydrierwerke Pölitz AG по производству синтетического бензина, Польша 

Заросший зеленью огромный лабиринт полуразрушенных бетонных зданий в Полице — все, что осталось от одного из важнейших для фашистской Германии источников топлива. Когда-то здесь находился один из двенадцати заводов по производству синтетического бензина немецкого конгломерата I.G. Farben, спонсировавшего нацистское движение.

Сооружение завода Hydrierwerke Pölitz AG началось в 1937 году. С началом Второй мировой войны процесс строительства ускорился — в качестве рабской рабочей силы активно использовали пленных с оккупированных земель, военнопленных и заключенных концентрационных лагерей. Рядом с заводом в годы войны появились пять трудовых лагерей, а также сублагеря концлагерей Штуттгоф, Заксенхаузен и Равенсбрюк. Из 30 тысяч человек, трудившихся здесь в те годы, 13 тысяч не пережили войну.

Завод Hydrierwerke Pölitz AG

К 1943 году этот завод, чья площадь занимала 1,5 тысячи гектаров, производил около 15% синтетического бензина нацистской Германии, из-за чего союзные войска не раз его бомбили. В 1945-м им, наконец, удалось остановить работу предприятия. Большинство зданий завода было основательно разрушено или полностью уничтожено. Тем не менее его руины в наши дни привлекают многих туристов, интересующихся историей.

Виадук Петробрас, Бразилия 

На 40 метров над пышными джунглями Южной Америки в восточной части штата Сан-Паулу возвышается участок шоссе, который, будто по волшебству, перенесли сюда из большого города. Это виадук Петробрас, ставший своеобразным памятником неумелому расходованию государственных средств.

Виадук Петробрас

В 1960-х в Бразилии началось строительство шоссе Рио-Сантос, а виадук Петробрас должен был стать его частью. Возведение этой бетонной громады 300 метров длиной посреди джунглей было сверхсложной задачей: доставка необходимых материалов к месту строительства и вырубка леса потребовали огромных усилий, не говоря уже о возведении самого виадука. К тому же трудовые условия усугубляли жаркий климат и огромное количество насекомых. Вопреки всем сложностям, к 1976 году строение было полностью готово и дожидалось, когда участок новой дороги свяжет его с автомагистралью. Только в последнюю минуту планы изменились: вместо виадука шоссе решили соединить с прибрежным маршрутом, а совершенно новый и никогда еще не использовавшийся выдающийся объект инженерии так и оставили в джунглях. С тех пор огромную бетонную конструкцию медленно поглощает окружающая растительность.

Сегодня виадук Петробрас — популярный аттракцион у туристов, любящих приключения. Подобраться к нему можно только пешком или на байке, а залезть наверх — по старой и не очень надежной на вид лестнице.

Станция радиоэлектронной разведки Field Station Berlin, Германия 

Загадочный объект в западной части Берлина, на вершине которого разместилась порядком потрепанная башня под геодезическим куполом в компании двух таких же куполов по соседству, — одна из самых необычных достопримечательностей города. Это заброшенная станция радиоэлектронной разведки США.

Любопытно, что сооружение находится на горе Тойфельсберг — или «Горе дьявола» в переводе с немецкого, — которая образовалась из битого кирпича, каменных обломков, сломанной черепицы и другого материала после бомбежек Второй мировой войны, сваленного в этой местности. После победы союзных сил эта территория находилась в британском секторе оккупации Берлина. Американцы быстро обнаружили, что гора Тойфельсберг — отличное место для прослушивания коммуникаций Восточной Германии, Советского Союза и стран Варшавского договора. Договорившись с англичанами, в октябре 1963 года они начали строить здесь свою станцию. Объект, которым управляло Агентство национальной безопасности США, просуществовал до объединения Германии, после чего станцию закрыли, а оборудование вывезли.

Станция радиоэлектронной разведки Field Station Berlin 

Во времена экономического бума в Берлине, последовавшего за воссоединением страны, здесь собирались построить отели и развлекательные заведения, ходили и разговоры о создании внутри станции шпионского музея. Но позже эти проекты признали убыточными. Здания сразу наводнили уличные художники, чьи многочисленные граффити и сегодня украшают стены и купола станции — как внутри, так и снаружи. С 1996 года необычный объект находится в частной собственности, но на него все же можно посмотреть, заплатив пять евро.

Узнать больше об этих и других впечатляющих заброшенных сооружениях мира можно в программе «Забытая инженерия», которая выходит по субботам, в 10:00 на Discovery Channel.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Позавчера, 12:19
Илья Ведмеденко

В конце 2021 года российским ВКС передали два новых Су-57. О поставке первого серийного истребителя пятого поколения сообщили в 2020-м.

Позавчера, 18:24
Илья Ведмеденко

Российские специалисты приступили к сборке первого спутника, оснащенного плазменным двигателем VERA. Такие аппараты можно будет применять для дистанционного зондирования Земли, выявления стихийных бедствий и других задач.

7 часов назад
Мария Азарова

Множество людей по всему миру привились вакциной CoronaVac китайского производства. По данным ученых из США и Доминиканской Республики, судя по всему, этот препарат практически не защищает от распространяющегося в последние месяцы омикрон-штамма с несколькими десятками мутаций в S-белке.

Позавчера, 12:19
Илья Ведмеденко

В конце 2021 года российским ВКС передали два новых Су-57. О поставке первого серийного истребителя пятого поколения сообщили в 2020-м.

Позавчера, 18:24
Илья Ведмеденко

Российские специалисты приступили к сборке первого спутника, оснащенного плазменным двигателем VERA. Такие аппараты можно будет применять для дистанционного зондирования Земли, выявления стихийных бедствий и других задач.

7 часов назад
Мария Азарова

Множество людей по всему миру привились вакциной CoronaVac китайского производства. По данным ученых из США и Доминиканской Республики, судя по всему, этот препарат практически не защищает от распространяющегося в последние месяцы омикрон-штамма с несколькими десятками мутаций в S-белке.

26.12.2021
Александр Березин

Российская тяжелая ракета имеет все шансы взлететь после Starship, хотя ее начали создавать на 20 лет раньше, да и по параметрам она радикально уступает детищу Илона Маска. Попробуем разобраться, почему любая попытка создать классическую ракету в наши дни — пустая трата времени и средств. А заодно дать ответ на вопрос, какую космическую ракету на самом деле стоит создавать России.

12 января
Алиса Гаджиева

Дополнительное исследование вулканических пород формации Кибиш в Эфиопии изменило датировку найденных там костей Homo sapiens.

20 января
ТГУ

Ученые факультета физической культуры Томского государственного университета в рамках гранта, поддержанного РНФ, исследуют особенности механизма усвоения глюкозы при сахарном диабете второго типа. Для этого был организован масштабный четырехмесячный эксперимент на 240 мышах, подобного которому в мире еще никто не проводил. Животные с искусственно сформированным диабетом подвергались физической нагрузке. Установлено, что вечерние тренировки лучше снижали вес мышей мышей, а утренние – приводили к уменьшению уровня глюкозы. Предположительно, фактором, стимулирующим утилизацию глюкозы, выступил стресс. Ученые намерены проверить эту гипотезу.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: