Палеонтологи определили останки одного из первых животных на Земле — Naked Science
21.09.2018
Редакция Naked Science

Палеонтологи определили останки одного из первых животных на Земле

Новый подход к анализу окаменелостей докембрийского периода показал, что эти отпечатки принадлежали примитивным многоклеточным животным.

dickinsonia0

Загадочные и мягкотелые вендобионты, населявшие океаны Докембрия более 500 миллионов лет назад, известны лишь по окаменевшим отпечаткам. Они ознаменовали важный переход жизни на Земле — от мира, в котором доминировали бактерии и археи, к биосфере, полной многоклеточных животных и растений. Вместе с тем сами организмы весьма примитивны. Биологи часто затрудняются хотя бы отнести их к тому или иному царству, разделяя просто по форме: диски, мешки и тому подобное.

Так, весьма распространенных дикинсоний (Dickinsonia) называли грибами, губками, водорослями и даже гигантскими одноклеточными протистами. Впрочем, дикинсонии, видимо, могли двигаться, что сближает их с животными. Или колониями одноклеточных?.. Ученые из Палеонтологического института РАН Илья Бобровский и Андрей Иванцов совместно с коллегами из Австралии исследовали великолепно сохранившиеся окаменелости с побережья Белого моря. Все 550 миллионов лет эти породы оставались при довольно умеренных температурах и давлении, что дало шанс на сохранение следов древней органики.

И действительно, еще в начале 2018 года авторы сообщили, что газовая хроматография и масс-спектрометрия позволили идентифицировать в останках вендобионтов Beltanelliformis терпеноиды, а в результате — определить эти организмы как колонии цианобактерий. В новой статье, опубликованной в журнале Science, Бобровский и его соавторы сообщают об аналогичном анализе, проведенном для дикинсонии. Работа показала, что образцы содержат исключительно высокое (от 85 до 93 процентов всех стероидов) количество холестерина — молекулы, которая служит надежным биомаркером животного организма.

При этом образцы каменных пород выше и ниже дикинсонии содержали другие виды стероидов, характерные для зеленых водорослей. Определив царство дикинсоний, авторы планируют продолжить работу и выяснить принадлежность других представителей эдиакарской биоты, включая чарний (рангеоморфов): «Эти странные существа имели фрактальное тело, — говорят они. — Ни одно современное животное не устроено так».