20.05.2015
Редакция Naked Science

«Отпечатки мозга» могут стать новым и невероятно надежным способом идентификации личности

От особых примет к отпечаткам пальцев, к анализу уникальных маркеров ДНК, формы ушной раковины и рисунка радужки – способов идентифицировать личность человека сегодня почти так же много, как и средств их обойти, и во всем мире не прекращаются поиски новых. Один из таких инструментов предложил недавно работающий в Испании нейрофизиолог Блэр Армстронг (Blair Armstrong).

Semantic_space2-SPLAAsh

Группа ученых во главе с Армстронгом провела серию экспериментов, записав активность нейронов, возникающую у подопытных в ответ на произнесение им тех или иных слов-понятий, от ФБР до DVD. В общей сложности в опытах участвовали 45 добровольцев и использовались 75 слов-акронимов.

Компьютер позволил выделить у каждого человека сугубо индивидуальные особенности нейронной активности, сумев определить их личности с достоверностью выше 94% – что для предварительных испытаний представляет весьма впечатляющий уровень. Авторы работы указывают, что такие «мозговые волны» могут послужить основой для идентификации личности в перспективных системах безопасности.

В самом деле, смысловые, семантические связи, возникающие у человека в качестве ассоциаций на то или иное понятие, столь же уникальны, как его индивидуальный опыт. Соответственно, индивидуальны и паттерны нейронной активности, которые возникают при такой деятельности мозга, – и подделать их так же невозможно, как и прожить жизнь за другого или пересадить себе его мозг, оставшись при этом самим собой.

Со школьной скамьи мы знаем, что в процессе развития организм проходит через все стадии, через которые проходили его предки: у курицы появляются зачатки зубов, у собаки закладываются жабры, у человека развивается хвост. Теперь ученым удалось показать, что тазовые кости развивающихся птенцов сначала становятся похожими на кости динозавров и только потом начинают приобретать птичьи черты.

Почему стекло прозрачное, а металл и кирпич — нет? Почему зеркало отражает? Почему сквозь матовое стекло проникает свет, но ничего не видно? Разберемся в непростом вопросе: как вещество действует на падающий на него свет.

Жирные кислоты — перспективное сырье для производства новых видов биотоплива и других полезных веществ, однако до недавнего времени их получение слишком зависело от сельского хозяйства. Теперь ситуация может измениться: группа китайских ученых получила дрожжи, которые способны производить свободные жирные кислоты из метилового спирта.