26.05.2017
Редакция Naked Science

Отношения охотников и земледельцев оказались сложнее, чем считалось ранее

Ученые предполагают, что увеличение числа контактов между земледельцами и охотниками могло быть вызвано климатическими условиями.

6dc26e96d43516eedd87a3733818e82d
©Wikipedia / Автор: Plinia Abito

Международная группа ученых получила новые данные о том, как на европейской территории происходил переход от охоты и собирательства к земледелию и оседлой жизни. Исследование, опубликованное в журнале Current Biology, показало, что этот процесс был еще более сложным, чем считалось.

Переход от собирательства и охоты к оседлости называют неолитической революцией. Согласно археологическим свидетельствам, люди впервые одомашнили растения и животных от 10 до 12 тысяч лет назад. Благодаря переходу к оседлости население Земли значительно выросло, постепенно возникали общества с развитой иерархией, появились письменность и торговля.

На территории Европы переход происходил разными путями. В Западной и Центральной Европе он случился сравнительно быстро. По существующей версии, местных охотников и собирателей вытеснили земледельцы из Малой Азии. В Балтийском регионе земледельцы сменяли собирателей медленнее, без значительного внешнего влияния. В новой работе ученые исследовали ДНК четверых людей, живших на территории современной Румынии. Этот регион считается «пограничным», существуют различные гипотезы происхождения его оседлого населения.

Трое древних жителей региона были охотниками-собирателями эпохи мезолита, возраст образцов — около 8,7 тысячи лет. Четвертый человек жил в том же регионе около 5,3 тысячи лет назад. Также исследователи использовали данные о ДНК двоих людей, живших на территории современной Испании 7 и 9 тысяч лет назад.

Карта и данные генетического анализа (синим отмечен компонент западных охотников-собирателей, оранжевым — земледельцев из Малой Азии), Current Biology

Проведя анализ ДНК, ученые пришли к выводу, что наиболее сильное влияние на генетику оседлых жителей территории оказали западные охотники-собиратели. Однако вклад земледельцев из Малой Азии также оказался значительным. Так как в геноме потомков оказались в значительной степени «представлены» и охотники, и земледельцы, исследователи считают, что между этими обществами существовали налаженные связи. Изотопный анализ останков показал, что в рационе оседлого населения были продукты земледелия и рыба.

Один из авторов исследования, Михаэль Хофрайтер (Michael Hofreiter), говорит: «Наше исследование показывает, что контакты между охотниками-собирателями и земледельцами не ограничивались обменом продовольствием и артефактами. По мере накопления данных из различных регионов мы видим градиент по всей Европе с усилением смешения охотников-собирателей и земледельцев при движении на северо-восток. Хотя драйверы этого процесса пока неизвестны, мы можем предположить, что по мере того, как земледельцы сталкивались со все более суровыми климатическими условиями, они начинали сильнее взаимодействовать с местными охотниками-собирателями».