Открыта новая клеточная структура

Открыта новая клеточная структура

Исследователи из Каролинского института в сотрудничестве с английскими коллегами обнаружили в человеческих клетках новую структуру. Это новый тип белкового комплекса, используемого клеткой для прикрепления к своему окружению и играющего ключевую роль в делении клеток.

5bcdffdf9a70f1

Клетки в ткани окружены сетчатой структурой, известной как внеклеточный матрикс. Для прикрепления к матриксу на их поверхности есть рецепторные молекулы, контролирующие организацию их больших внутренних белковых комплексов. Эти так называемые адгезионные комплексы соединяют внешнюю среду с внутренностью клетки и сообщают ей о ближайшем окружении, что, в свою очередь, влияет на ее свойства и поведение.

Исследователи из Каролинского института обнаружили новый тип адгезионного комплекса с уникальным молекулярным составом, отделяющим его от всех известных на сегодня. Исследование опубликовано в журнале Nature Cell Biology.

«Невероятно, что в 2018 году есть возможность открыть новую клеточную структуру, — рассказывает ведущий исследователь Стэффан Стромблад. — Существование этого типа адгезионного комплекса обходило нас стороной».

Сравнение морфометрии и динамики фокальной и ретикулярных адгезий / © John Lock

Новый адгезионный комплекс может ответить на вопрос, как клетка способна оставаться прикрепленной к матриксу при делении. Уже известные адгезионные комплексы растворяются в процессе для того, чтобы клетка разделилась. Однако с этим типом дела обстоят иначе.

«Мы показали, что новый адгезионный комплекс остается и удерживает клетку во время деления», — объясняет профессор Стромблад.

Ученые также показали, что новая структура контролирует способность дочерних клеток к расположению в правильном месте после деления. Эта функция памяти прервалась, когда ученые заблокировали адгезионный комплекс.

Исследование проводили на линиях человеческих клеток, в основном с использованием конфокальной микроскопии и массовой спектрометрии. Теперь необходимо провести дальнейшие опыты для изучения адгезионного комплекса у живых организмов.

«Наше открытие поднимает новые и важные вопросы о присутствии и функции этих структур, — говорит профессор Стромблад. — Мы считаем, что они также вовлечены в другие процессы, помимо деления клеток, но это еще предстоит выяснить».

Исследователи назвали новую клеточную структуру «ретикулярными адгезиями», что отражает ее сетчатую форму.