08.12.2017
Редакция Naked Science

Объятия обеспечивают лемурам общий кишечный микробиом

Ученые обнаружили связь между объятиями и прикосновениями и кишечной микробиотой у рыжебрюхих лемуров.

a-common-sight

В последние десять лет новые сведения о влиянии микробиоты кишечника на здоровье организма появлялись так быстро, что в литературе появилось выражение «микробиомная революция». Деятельность кишечных микроорганизмов уже связали с рядом заболеваний, причем не только желудочно-кишечных, но и иммунных и психических расстройств от диабета до аутизма.

Однако, несмотря на большой объем накопленных знаний, представление о разнообразии кишечного микробиома, его изменчивости и о том, что считать нормой, до сих пор не сформулировано окончательно. В исследовании, опубликованном в журнале Journal of Animal Ecology, биологи из группы Ауры Раулу (Aura Raulo) показали, как тесные социальные связи и поведение, связанное с прикосновениями и поглаживаниями, синхронизирует микробиом в популяции рыжебрюхих лемуров.

Бактерии-комменсалы способствуют эффективной работе иммунной системы; животные с оптимальным набором кишечных бактерий лучше защищены от бактериальных и вирусных инфекций, поясняет Раулу.  Исследователи выяснили, что у краснобрюхих лемуров – приматов, живущих небольшими и почти изолированными группами, – кишечный микробиом особей в пределах одной группы почти совпадает, и еще более схож у животных, которые общаются друг с другом теснее, чем с другими членами группы.

Начало жизни лемуры проводят в материнской стае, но потом покидают ее, чтобы влиться в новую; очевидно, кишечная микробиота становится одинаковой у лемуров одной стаи всего за несколько лет. Происходит это, скорее всего, при физическом контакте: лемуры любят прикасаться к сородичам, часто занимаются грумингом или просто поглаживают членов своей стаи. Кроме непосредственного обмена бактериями такое поведение, считают авторы работы, приводит к снижению выработки гормона стресса кортизола, который негативно отражается на кишечной микробиоте.

Ученые предположили, что синхронизация кишечной микробиоты в группе может положительно влиять на здоровье особей за счет предотвращения вспышек опасных инфекций, но эту гипотезу еще предстоит подтвердить дальнейшими исследованиями. Понимание роли, которую играет в популяции общность микробиома, может пролить свет на распространение аутоиммунных заболеваний и предложить новые способы их лечения.