Обнаружена струя газа, выброшенная формирующимся коричневым карликом — Naked Science

Обнаружена струя газа, выброшенная формирующимся коричневым карликом

Обычные звезды, возникая, выбрасывают часть своего вещества в космос. Как выясняется, коричневые карлики ведут себя так же.

elitefon

По современным представлениям, в ходе формирования звезды из облака межзвездного газа часть вещества из стягивающегося к центру аккреционного диска выбрасывается наружу в направлении, почти параллельном оси вращения будущего светила. Образуются так называемые биполярные (выбрасывание, разумеется, идет в обе стороны) потоки, или объекты Хербига–Аро, названные так в честь астрономов, впервые исследовавших данный феномен в середине XX века.

Потоки газа (в основном, это водород с добавлением гелия) «выстреливаются» будущей звездой со скоростью десятков или даже сотен километров в секунду и, сталкиваясь с веществом окружающей туманности, начинают излучать, что делает их видимыми. По астрономическим меркам, время жизни этих «выхлопов» ничтожно мало — сотни лет. Изменения их формы и расположения видны на фотографиях, сделанных в течение жизни одного поколения людей. Это своего рода рекорд. На сегодня известно несколько сотен объектов Хербига–Аро. Их в галактике, конечно, больше, но видеть остальные нам мешают расстояние и космическая пыль.

Группа ученых использовала для наблюдений телескоп SOAR Межамериканской обсерватории Серро-Тололо и сообщила о первых в истории наблюдениях полноценной струи Хербига–Аро, испущенной в ходе формирования коричневого карлика. Напомним, что коричневый карлик — это тело, аналогичное звезде во всем, кроме массы, которой при его формировании не хватило, поэтому термоядерные реакции внутри продолжаются недолго и быстро затухают. Примерно так же выглядела до недавних пор и ситуация с биполярными струями — все найденные ранее были очень маленькими — примерно на порядок меньше «нормальной».

Виновный в торжестве коричневый карлик и его “хвост”. Зеленоватой окраской он обязан ионизированной сере. Фото авторов работы

Нынешний объект, получивший идентификатор HH 1165, выпущен коричневым карликом Mayrit 1701117, находящимся на периферии совсем молодого (3 миллиона лет) звездного скопления — кластера Сигмы Ориона. Длина выброса составляет примерно 0,7 световых года, он простирается на северо-запад от карлика. Локальные расширения струи показывают, что потеря массы является переменной во времени. Вероятно, это результат эпизодической аккреции на коричневого карлика.

«Наше открытие показывает, что коричневые карлики тоже могут выпускать струи длиной в световые годы, подобные тем, что производят молодые звезды», – объясняет Басма Рьяз (Basmah Riaz), возглавляющий исследование.

Первое наблюдение карлика с выраженной биполярной струей служит еще одним подтверждением того, что «недозвезды» формируются примерно так же, как и их более крупные собратья.

Работа принята к публикации в Astrophysical Journal.

Ранее мы уже неоднократно писали о коричневых карликах и замечательных историях, связанных с ними. Почитать это можно здесьздесь и здесь.

Анализ геномов морских коров показал, что эти малоподвижные животные были обречены вымереть задолго до встречи с человеком.