Обнаружена самая молодая из известных планет — Naked Science
21.06.2016

Обнаружена самая молодая из известных планет

K2-33b оказалась самой юной из почти 3 тыс. известных экзопланет: ей всего 5–10 млн лет.

pia20690

Открытие новой экзопланеты сделано с помощью орбитального телескопа Kepler и подтверждено наземными инструментами, в частности обсерваторией W. M. Keck, расположенной на Гавайях. Наблюдения показывают, что размеры K2-33b чуть больше, чем у Нептуна, и она образовалась лишь 5–10 млн лет назад. Для сравнения: Земле около 4,5 млрд лет, а примерно 5 млн лет назад еще жил общий предок шимпанзе и человека. До сих пор астрономам не доводилось изучать такие молодые миры.

Наблюдения были проведены и в инфракрасных волнах благодаря космическому телескопу Spitzer, который обнаружил в системе тонкий протопланетный диск газа и пыли – свидетельство завершающегося процесса формирования планетарной системы. Основное вещество диска уже израсходовано, а остатки постепенно разойдутся по молодым планетам.

©NASA/JPL-Caltech

Интересно, что K2-33b вращается крайне близко к своей материнской звезде, примерно вдесятеро ближе, чем Меркурий к Солнцу. Это важное наблюдение, поскольку до сих пор в таком тесном соседстве со своими звездами обнаруживались лишь вполне «взрослые» и сформировавшиеся крупные экзопланеты. Предполагается, что они образовались на большем удалении и за сотни миллионов лет мигрировали на более близкую орбиту. Считается, что сформироваться прямо у звезды они не могли никак, поскольку ее активное излучение и притяжение не позволили бы легким элементам сложить столь крупное тело.

Случай K2-33b требует найти другой механизм появления больших планет в непосредственной близости от звезды. Возможно, она образовалась прямо здесь, а возможно, ее миграция заняла куда меньше времени, чем предполагают имеющиеся модели.

©NASA/JPL-Caltech