Какие профессии востребованы сегодня?
17 июня

Астрономы рассмотрели сложные структуры в остаточном диске близкой звезды

4.4

К большому удивлению ученых, скопление пыли и обломков, окружающее молодую звезду HD 53143, оказалось сильно вытянуто и сложно организовано: в нем имеются два кольца и как минимум одна планета.

HD 53143 и ее окружение: взгляд художника
HD 53143 и ее окружение: взгляд художника / ©ALMA (ESO/NAOJ/NRAO); M. Weiss (NRAO/AUI/NSF)

Молодая солнцеподобная звезда HD 53143 находится от нас на расстоянии 60 световых лет, в южном созвездии Киль. Ее первые наблюдения провели в 2006 году с помощью космического телескопа Hubble, который рассмотрел и окружающий звезду остаточный диск. Такие диски появляются в молодых системах — из обломков и пыли, оставшихся после формирования планет и других крупных тел. Считается, что они представляют собой хаотические скопления более-менее округлой формы, подобные поясу Койпера на далекой периферии Солнечной системы.

Однако новые наблюдения, проведенные с помощью работающих в Чили радиотелескопов ALMA, открыли совершенно иную картину. Астрономам впервые удалось увидеть остаточный диск звезды HD 53143 в миллиметровом диапазоне волн — оказалось, он имеет неожиданно вытянутую форму и сложную внутреннюю структуру. С докладом об этом Мередит Макгрегор (Meredith MacGregor) и ее коллеги выступили на 240-й встрече Американского астрономического общества (AAS). Их статья принята к публикации в журнале Astrophysical Journal Letters и уже доступна в библиотеке препринтов arXiv.

Композитное изображение системы HD 53143. Красно-оранжевым показаны данные ALMA, синим — Hubble / ©ALMA(ESO/NAOJ/NRAO), M. MacGregor (U. Colorado Boulder); NASA/ESA Hubble, P. Kalas (UC Berkeley); S. Dagnello (NRAO/AUI/NSF)

Вместо округлого диска со звездой в самом центре ученые увидели вытянутый овал и HD 53143, расположенную в одном из его фокусов. Более того, похоже, что ближе к звезде есть еще один диск, слегка развернутый относительно внешнего. «Чтобы такая структура образовалась, — говорит Мередит Макгрегор, — нужна планета или несколько планет, гравитация которых вносит возмущения в движения вещества в диске».

Структура, окружающая HD 53143, оказалась большим сюрпризом для астрономов. Такие диски помогают понять, как формируются планеты и планетные системы, включая нашу собственную. «Остаточные диски — как окаменелости, сохранившиеся со времен образования планет, — добавляет Макгрегор. — Новые результаты показывают, что есть еще масса неизвестного, что можно узнать от них. Это знание позволит понять сложную динамику молодых звездных систем, похожих на нашу Солнечную».