Обнаружена галактика – чемпион по темпу рождения новых звезд

Далекая галактика SPT0346-52 находится на расстоянии 12,7 млрд световых лет и демонстрирует космос таким, каким он был менее миллиарда лет спустя после Большого взрыва. А был он весьма бурным: SPT0346-52 рождает молодые звезды в тысячи раз быстрее, чем наш Млечный Путь.

С того момента, как расположенная в Антарктиде обсерватория SPT обнаружила галактику SPT0346-52, ее наблюдали самыми различными инструментами, как наземными, так и космическими. Данные телескопов ALMA показали, что галактика исключительно ярко светится в ИК-диапазоне. Это свидетельствует о бурном перераспределении достаточно горячих и плотных облаков вещества в процессе звездообразования, или, например, роста сверхмассивной черной дыры в центре галактики.

Чтобы определить настоящую причину, Брэндон Джонсон (Brandon Johnson) из Брауновского университета и его коллеги рассмотрели SPT0346-52 с помощью радиотелескопов австралийской обсерватории CSIRO, а также космического рентгеновского Chandra. В статье, опубликованной журналом Science Advances, ученые пишут, что ни в радио-, ни в рентгеновском диапазоне практически никакого излучения не обнаруживается, что позволило исключить вариант с черной дырой.

Композитное изображение галактики SPT0346-52 и ее окрестностей: синий цвет соответствует рентгену (Chandra), зеленый – ближнему ИК (Hubble), красный и малиновый – ИК (Spitzer и ALMA). SPT0346-52 линзирована гравитацией расположенной между ней и нами галактики / ©Chandra/Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics

Таким образом, мощное инфракрасное свечение галактики SPT0346-52 указывает на интенсивное звездообразование. Джонсон и его коллеги даже подсчитали темпы этого процесса: оказалось, в SPT0346-52 за год рождается порядка 4500 новых звезд. Для сравнения, в нашем Млечном Пути за год появляется только одна новорожденная звезда (солнечной массы). Возможно, такая картина была обычной для того далекого времени, в котором мы видим происходящее с галактикой SPT0346-52.

Аватар пользователя count Zero