Обнаружена экзопланета с гигантскими кольцами — Naked Science

Обнаружена экзопланета с гигантскими кольцами

Астрономы обнаружили, что свет далекой звезды то и дело экранируется крупным объектом: похоже, что эти затмения связаны с движением огромной планеты и ее колоссальной системы колец.

image_4908e-pds-110b

Желтая звезда G-класса PDS 110 (HD 290380) находится на расстоянии около 1125 световых лет от Земли и относится к группе молодых, крупных и горячих звезд ассоциации ОВ1 Ориона. Впрочем, сама она не так велика, лишь немногим больше Солнца. Возраст звезды оценивается всего в 10 млн лет, и формирование ее лишь заканчивается.

Британский астрофизик Хью Осборн (Hugh Osborn) и его коллеги из Уорикского университета изучили звезду, проанализировав данные наблюдений, собранных обсерваториями WASP и телескопом KELT за 15 лет работы. Ученые обнаружили, что с разницей в 2,5 года (808 дней, в ноябре 2008 г. и январе 2011 г.) свет PDS 110 затмевался, и светимость ее падала совершенно одинаковым образом. Ослабев почти на треть, PDS 110 возвращалась в норму через 2–3 недели.

В статье, опубликованной журналом Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, ученые связывают затмения PDS 110 с прохождением гигантской экзопланеты. Масса объекта может достигать 70 масс Юпитера, что делает его уже не планетой, а настоящим коричневым карликом. Радиус орбиты оценивается в 2 а. е. – то есть вдвое больше, чем радиус орбиты Земли.

Кроме того, резкое падение светимости звезды в самом начале затмений, по мнению авторов, может быть связано с наличием у планеты массивной системы колец диаметром до 0,3 а. е. Эта величина исчисляется десятками миллионов километров, в тысячи раз больше всем знакомых колец Сатурна. Возможно, в ней еще идет формирование будущего спутника огромной планеты.

По расчетам ученых, ближайшее затмение PDS 110 должно состояться в сентябре 2017 г., и на этот раз оно наверняка привлечет большое внимание и профессионалов, и энтузиастов астрономии. Звезду можно наблюдать и в любительский телескоп.

Первый автомобиль в виде, с которым мы знакомы сегодня, был представлен компанией Daimler-Motoren-Gesellschaft весной 1901 года. Это был Mercedes 35 PS – одна из самых первых машин с бензиновым двигателем в истории и первое авто под торговой маркой Mercedes.