06.10.2017
Редакция Naked Science
11

Обмен женщинами и мужчинами спас от вырождения первых «россиян»

Анализ ДНК первых людей, населявших современную Россию, показал, что обмен «невестами» и «женихами» спасал группы от кровосмешения с последующим вырождением.

ludi_sungirya
©Wikipedia

Согласно оценкам ученых, первые кроманьонцы появились в Европе примерно 40 тыс. лет назад. Первыми же предками современных россиян считают людей, чьи останки выявили в деревне Костенки, что неподалеку от Воронежа, и на стойбище Сунгирь близ города Владимир. В обоих случаях возраст останков оценивают в 34–35 тыс. лет. Сейчас датский исследователь Эске Виллерслев (Eske Willerslev) и его коллеги сравнили «обрывки» ДНК, которые были найдены в костях из стойбища Сунгирь, и получили весьма интересные выводы. Результаты исследования специалисты изложили в журнале Science.

 

Палеолитическое захоронение. Сунгирь / ©wikipedia

 

Речь идет об останках шести обитателей стойбища. Среди них два подростка, трое взрослых и один пожилой человек. Особенность находки в том, что всех этих людей захоронили в одно время, при этом они долго жили сообща. Все это позволило исследователям провести анализ родственных связей и выяснить семейные «традиции» людей каменного века.  

 

Несмотря на закрытый коллектив, «россияне» не приходились друг другу слишком близкими родственниками. Речь может идти о двоюродных братьях или сестрах (пол троих взрослых людей неизвестен). Один из обнаруженных кроманьонцев, вероятно, был прадедушкой одного из подростков, чьи останки также были найдены в захоронении. Примечательно, что по отцовской линии все эти люди являлись родственниками «человека из Костенок».

 

Отсутствие следов генетического вырождения стало важным открытием. Дело в том, что обитавшие за пределами Черного континента люди вплоть до окончания ледникового периода проживали в рамках небольших закрытых коллективов, что резко сужало выбор пары. Следы такого вырождения, в частности, обнаружены в ДНК неандертальцев, живших на Алтае 50–70 тыс. лет назад.

 

Ученые полагают, что избежать генетического вырождения помог обмен «женихами» и «невестами» с соседними группами, с которыми поддерживался постоянный контакт. Нечто подобное можно видеть и на примере современных аборигенов.

 

Схема палеолитической стоянки Сунгирь / ©wikipedia

 

Украшения, найденные на стойбище Сунгирь, могли служить своего рода распознавательными знаками. По ним люди могли видеть, к какой группе принадлежит тот или иной человек и, соответственно, решать, стоит ли его рассматривать в качестве сексуального партнера или нет.

 

Напомним, недавно научно-популярный портал Naked Science разместил материал известного российского антрополога Станислава Дробышевского, посвященный быту и устройству семьи наших далеких предков. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Вчера, 13:36
Василий Парфенов

Вопрос активности венерианских вулканов занимает планетологов давно. Если они до сих пор извергаются или делали это недавно по геологическим меркам, то недра второй планеты от Солнца по-прежнему активны. Однако получить достоверные данные подтверждающие или опровергающие активность вулканов на Венере до сих пор не получалось. Зато недавно ученые получили еще одно пусть и косвенное, но вполне надежное свидетельство «бурной жизни» геологических формирований на «сестре Земли».

Позавчера, 15:24
Мария Осетрова

Две международные исследовательские группы опубликовали в журнале Science новые методы детекции инфракрасного света: для этого обе группы предлагают сначала сместить спектр излучения в видимую область. Это позволит разработать недорогие способы обнаружения загрязнений, отслеживания раковых заболеваний, проверки газовых смесей и дистанционного зондирования внешней Вселенной.

Сегодня, 05:35
Мария Азарова

Новый вариант возбудителя Covid-19, вероятно, приобрел по крайней мере одну из своих мутаций, взяв фрагмент генетического материала от другого вируса — возможно, вызывающего простуду.

3 декабря
Сергей Васильев

Биологи обнаружили, что обширные скопления пластика позволяют прибрежным животным осваивать открытое море, прежде для них недоступное, и распространяться по всем уголкам океана.

Вчера, 13:36
Василий Парфенов

Вопрос активности венерианских вулканов занимает планетологов давно. Если они до сих пор извергаются или делали это недавно по геологическим меркам, то недра второй планеты от Солнца по-прежнему активны. Однако получить достоверные данные подтверждающие или опровергающие активность вулканов на Венере до сих пор не получалось. Зато недавно ученые получили еще одно пусть и косвенное, но вполне надежное свидетельство «бурной жизни» геологических формирований на «сестре Земли».

3 декабря
Алиса Гаджиева

У погибшего почти 70 миллионов лет назад хищника была трудная жизнь: помимо обычного набора проблем, таких как схватки с сородичами, он страдал от зубной боли.

12 ноября
Мария Азарова

Кошки оказывались сбиты с толку, когда их человек, как им казалось, «телепортировался» в новое, неожиданное место. Однако они не реагировали таким же образом на чужих людей или других животных.

25 ноября
НИУ ВШЭ

Мобильные ученые публикуются в индексируемых журналах в два раза чаще. К такому выводу пришли исследователи из НИУ ВШЭ.

3 декабря
Сергей Васильев

Биологи обнаружили, что обширные скопления пластика позволяют прибрежным животным осваивать открытое море, прежде для них недоступное, и распространяться по всем уголкам океана.

[miniorange_social_login]

Комментарии

11 Комментариев

Не пойму. Либо наши учёные настолько ограниченные, либо СМИ преподносит нам криво всю инфу (к скорее и первое и второе). В каждой статье о древнем человеке их рассматривают как потомков обезьяны....ну и как можно к науке после этого серьезно относиться?
    -
    0
    +
    Ольга, позвольте спросить, кто по Вашему мнению является предком человека ? Все научное сообщество уже давно не сомневается в том, что предками были человекообразные обезьяны. Все попытки опровергнуть это, приводят только к новым доказательствам ( речь о научном подходе а не о методах основанных на вере или психических заболеваниях ). Это научный портал, с статьей о научной работе, которая обязана опираться на научные работы , в этом плане тут все корректно.
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      подавляющая часть сограждан свято верит идиотским суевериям, будто Земля круглая, человек произошел от обезьяны, молния не попадает дважды в одно место. нехорошо стало? дурные мысли про меня? но я продолжу .... молния попадает в громоотвод ... не единожды называть Землю круглой — это верх безграмотности. форма Земли - геоид. ну и т.д. марсоид ... венероид ... человек не происходил от обезьяны, на самом деле человек и обезьяна имеют общего предка. это совсем не одно и то же
        -
        0
        +
        Экож Вас бомбануло. Относительно общего предка согласен, про то что форма земли вытягивается в экваториальной области за счет вращения, конечно же тоже согласен. В общем все что вы написали мне известно и полностью с этим согласен , хотя форма повествования у вас конечно вызывающая. Было бы чего задевать, я бы наверное оскорбился , но по счастью, я рад что вы поправили и уточнили. а ваше эго - это уже ваша проблема ))
        -
        0
        +
        Как "научный работник" от электроэнергетики, скажу Вам, что слово "громоотвод" звучит отвратительно, как бы его употребление не оправдывали)
    -
    0
    +
    расскажу вам по секрету. люди занимающиеся наукой очень не любят когда их называют "ученые", по аналогии с "пожарниками". себя же они именуют "научные работники". а "ученые" ... это те, кого учили ... с неизвестным результатом. по аналогии с "британские ученые".
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      общался с учеными, которые считают себя учеными, защитившие докторские и кандидатские ( в основном биологи из УрФУ, но не только) , у них этот термин не вызывает отторжения. по этому пункту не согласен.
      Пожарниками называют погорельцев. Профессия-пожарный
    18.09.2020
    -
    1
    +
    > В каждой статье о древнем человеке их рассматривают как потомков обезьяны То, что человек является потомком от общего предка с обезьяной достаточно детально доказано современной наукой. Поэтому относится к этому нужно серьёзно.
-
0
+
Насколько корректно называть тогдашних жителей «россияне» ? Я понимаю что грубейшей ошибкой было бы называть их "русские" , но и россияне так же звучит на мой взгляд не корректно. Никакой государственности на тот момент не было и миграций было очень много. Этнически потомки этих самых людей могли быть основателями любой другой государственности и могли не организовать вообще никакого государства.
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: