Новая технология позволит клеткам кожи самостоятельно «избавляться» от татуировок — Naked Science
07.03.2018
Редакция Naked Science

Французские иммунологи разработали метод, который в сочетании с лазерной хирургией поможет бесследно удалять нежелательные тату.

photo-1483821887769-386524ee82cd

Людей, которые подумывают о татуировке, часто смущает тот факт, что если нательная живопись вдруг надоест, от нее будет крайне сложно избавиться. С появлением лазерных технологий сводить рисунки стало легче, однако результат далеко не всегда оправдывает ожидания. Новое открытие французской исследовательской группы может в корне изменить ситуацию.

Изначально специалисты не преследовали цель научиться избавляться от татуировок, но неожиданно они обнаружили, что определенный тип макрофагов кожи мышей – клеток, которые захватывают и переваривают инородные тела и токсичные для организма частицы, – может поглощать частицы пигмента, когда клетки, которые хранят эти частицы, отмирают.

Сначала команда вывела потомство генетически модифицированных мышей с макрофагами, которые способны обнаруживать и обезвреживать бактерии дифтерии, и с помощью токсина убили здоровые клетки. Затем они пометили хвосты животных зелеными флуоресцентными чернилами и изучили «татуированные» участки под микроскопом. Впоследствии, как и ожидалось, макрофаги начали отмирать и заменяться новыми, однако исследователи были удивлены, увидев, что при этом чернила сохранялись на коже в течение многих месяцев.

Иммунологи предполагают, что татуировки настолько устойчивы, потому что когда одни клетки погибают, они просто высвобождают краску, которую до этого хранили, и та попадает в другие клетки. А из-за того, что частицы пигмента обладают довольно крупными размерами, они не проникают в лимфатические сосуды и как бы «застревают» на коже.

Ведущий автор исследования Сандрин Анри (Sandrine Henri) и ее коллеги уверены, что они уже на пути к разработке метода, который позволит «доставлять» генетические инструкции определенному типу иммунных клеток. Для этого они планируют объединиться с дерматологами: если комбинировать лазерные импульсы с ингибированием иммунной функции кожи, фрагменты частиц пигмента не будут поглощаться макрофагами, а начнут постепенно «стекать» по лимфатическим сосудам, что обеспечит абсолютно бесследное удаление рисунков.

Правда, новый подход нужно будет тестировать на безопасность: считается, что блокировка макрофагов препятствует заживлению ран и нарушает процесс регенерации скелетных мышц.