09.11.2016
Редакция Naked Science
3 327

Нейробиологи нашли отвечающие за отвращение к еде участки мозга

Французские ученые обнаружили участки головного мозга, которые связаны с чувством отвращения к пище. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Human Neuroscience.

Отвращение к еде может быть обусловлено различными причинами, например неприятным вкусом, запахом или аллергией. В последнем случае человек, вероятно, «научается» испытывать отвращение к определенной пище, поскольку ее усвоение нарушено и вызывает болезненные физиологические реакции. При этом предыдущие исследования в этой области ограничивались описанием внешних проявлений отвращения, тогда как нейрональная основа этого чувства почти не изучалась.

В своей работе ученые выяснили, какие области мозга связаны с отвращением. Участие в эксперименте приняли 332 мужчины и женщины в возрасте 16–74 лет. На первом этапе они должны были оценить, насколько любят продукты из разных категорий (овощи, фрукты, мясо, сыр и другие), и объяснить мотивы оценки (непереносимость, аллергия, диета).

Затем авторы отобрали 30 человек и разделили их на две группы: тех, кто заявили об отвращении или любви к сыру. Голодным испытуемым делали магнитно-резонансную томографию (МРТ) мозга и одновременно предлагали вдыхать аромат одного из шести сортов сыра (сыр том, чеддер, пармезан, сыр с голубой плесенью и другие) или нейтральных продуктов — огурцов, арахиса, паштета. В последующем в дополнение к запаху участникам демонстрировались изображения пищи.

Снимок «сыроненавистника». Выделенные области — внутренняя и внешняя части бледного шара, вентральная область покрышки, и черная субстанция. / Jean-Pierre Royet et al., Frontiers in Human Neuroscience, 2016

Результаты показали, что реакция на аромат в обеих группах была практически одинаковой. Вместе с тем при предъявлении изображения у «сыроненавистников» активировались структуры базальных ядер: бледный шар и черная субстанция. В момент предъявления участникам этой группы изображений нейтральных продуктов у них активировалась еще одна структура базальных ядер — вентральный паллидум. У любителей сыра эти участки были менее активны.

Все упомянутые участки мозга относятся к внутренней системе вознаграждения — группе нейронных структур, которая участвует в обеспечении чувств радости и удовольствия в ответ на поощрение. По мнению ученых, эти же структуры могут «отвечать» за реакцию отвращения: при этом могут задействоваться другие типы дофаминергических нейронов.