02.04.2018
Редакция Naked Science

Найдена родина бактериального гена устойчивости к антибиотикам «последнего резерва»

Генетический анализ гена резистентности к антибиотику колистину показал, что впервые он появился в 2005 году в Китае.

mcr0

Антибиотики группы полимиксинов (в том числе колистин) относятся к препаратам «последнего резерва», к которым медики прибегают лишь в тех случаях, когда другие средства уже не дают результата. Их применение стараются минимизировать: во-первых, из-за опасных побочных эффектов, а во-вторых, чтобы не дать бактериям лишнего шанса выработать резистентность. Но это слабо помогает: несколько лет назад обнаружили плазмиду MCR-1, несущую ген устойчивости к колистину (mcr-1) и передающуюся от клетки к клетке. Она не дает микробам абсолютную защиту, но вынуждает медиков выписывать пациентам большие, «лошадиные» дозы антибиотика.

Основные обвинения в связи с этим звучат в адрес фермеров Китая и Индии, которые используют антибиотики бездумно, массово добавляя их в пищу для скота. На Китай указывает и новая работа большой группы ученых во главе с Франуса Баллу (Francois Balloux) из Университетского колледжа Лондона. Их статья с анализом распространения гена mcr-1 опубликована в журнале Nature Communications.

Ученые идентифицировали в общей сложности 457 устойчивых к колистину штаммов бактерий, выделенных в том числе из людей и животных. «Скорость, с которой происходит глобальное распространение mcr-1, просто шокирует, — говорит профессор Баллу. — Не удивлюсь, если мы обнаружим появление и распространение генетических элементов, дающих большую устойчивость к колистину, нежели mcr-1, которые только усугубят положение».

Статистика обнаружения штаммов, устойчивых к колистину / ©UCL

Генетический анализ показал, что плазмида могла появиться еще в 2005 году на одной из свиноводческих ферм, а потом стала распространяться по миру. Уже спустя десять лет (ученые впервые заметили MCR-1 в 2016 году) резистентные микробы обнаруживались на всех обитаемых континентах, кроме Австралии. Эти темпы поразили исследователей. «Мы не можем в точности указать все пути его распространения, — говорят авторы работы. — Но можно полагать, что другие гены устойчивости к антибиотикам могут передаваться теми же способами и с той же скоростью. <…> Это глобальная проблема, требующая скоординированной международной реакции».