Найдена родина бактериального гена устойчивости к антибиотикам «последнего резерва» — Naked Science

Генетический анализ гена резистентности к антибиотику колистину показал, что впервые он появился в 2005 году в Китае.

mcr0

Антибиотики группы полимиксинов (в том числе колистин) относятся к препаратам «последнего резерва», к которым медики прибегают лишь в тех случаях, когда другие средства уже не дают результата. Их применение стараются минимизировать: во-первых, из-за опасных побочных эффектов, а во-вторых, чтобы не дать бактериям лишнего шанса выработать резистентность. Но это слабо помогает: несколько лет назад обнаружили плазмиду MCR-1, несущую ген устойчивости к колистину (mcr-1) и передающуюся от клетки к клетке. Она не дает микробам абсолютную защиту, но вынуждает медиков выписывать пациентам большие, «лошадиные» дозы антибиотика.

Основные обвинения в связи с этим звучат в адрес фермеров Китая и Индии, которые используют антибиотики бездумно, массово добавляя их в пищу для скота. На Китай указывает и новая работа большой группы ученых во главе с Франуса Баллу (Francois Balloux) из Университетского колледжа Лондона. Их статья с анализом распространения гена mcr-1 опубликована в журнале Nature Communications.

Ученые идентифицировали в общей сложности 457 устойчивых к колистину штаммов бактерий, выделенных в том числе из людей и животных. «Скорость, с которой происходит глобальное распространение mcr-1, просто шокирует, — говорит профессор Баллу. — Не удивлюсь, если мы обнаружим появление и распространение генетических элементов, дающих большую устойчивость к колистину, нежели mcr-1, которые только усугубят положение».

Статистика обнаружения штаммов, устойчивых к колистину / ©UCL

Генетический анализ показал, что плазмида могла появиться еще в 2005 году на одной из свиноводческих ферм, а потом стала распространяться по миру. Уже спустя десять лет (ученые впервые заметили MCR-1 в 2016 году) резистентные микробы обнаруживались на всех обитаемых континентах, кроме Австралии. Эти темпы поразили исследователей. «Мы не можем в точности указать все пути его распространения, — говорят авторы работы. — Но можно полагать, что другие гены устойчивости к антибиотикам могут передаваться теми же способами и с той же скоростью. <…> Это глобальная проблема, требующая скоординированной международной реакции».

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.