Стволовые STAP-клетки не удалось воссоздать — Naked Science
18.12.2014

Стволовые STAP-клетки не удалось воссоздать

Скандал вокруг открытия японского ученого разгорелся с новой силой. Исследователям не удалось воссоздать стволовые клетки во время эксперимента, и новый STAP-метод оказался фикцией.

Считалось, что японский ученый Харуко Обоката сделала революционное открытие на базе Института естественных наук «Рикэн». Открытие вызвало жаркую полемику в научном мире. Известное британское издание «Nature» опубликовало два материала, посвященные новому методу изменения клеток. Сообщалось, что группа ученых во главе с Харуко Обокатой изобрели новый способ получения стволовых клеток.

Клетки крови были на полчаса помещены в кислоту, после чего ученые обнаружили, что с ними стали происходить изменения. Проведя анализы, ученые выяснили, что открытие позволит получать стволовые клетки дешевым и простым путем. Новая методика получила название STAP (Stimulus-triggered acquisition of pluripotency). Предполагалось, что с ее помощью можно будет эффективно восстанавливать поврежденные ткани.

Стволовыми клетками называют незрелые клетки, которые есть у многих  многоклеточных организмов. Такие клетки могут превращаться в любой другой тип клеток организма – именно в этом заключается их ценность. С помощью стволовых клеток можно устранять последствия тяжелых заболеваний.

Первоначально исследование вызвало настоящую эйфорию, однако постепенно стали появляться «неудобные» для ученых вопросы. И вот теперь новый эксперимент показал, что воссоздать STAP-клетки не получилось. Ранее скандал стоил жизни ученому Йошики Сасаи – одному из соавторов исследования. 52-летний ученый покончил с собой.

Теоретически предсказанные углеродные структуры воспроизвели на 3D-принтере, получив легкий и невероятно прочный материал.