На БАКе, возможно, получили оддерон — неуловимую квазичастицу — Naked Science

На БАКе, возможно, получили оддерон — неуловимую квазичастицу

Близкое прохождение протонов в экспериментальной установке TOTEM породило нечетное количество глюонов, что может объясняться присутствием предсказанной еще в 1970-е годы частицы — оддерона.

odderon_news1_bl

Группа специалистов по физике высоких энергий обнаружила в результатах экспериментов на Большом адронном коллайдере (БАК) возможное свидетельство существования оддерона — субатомной квазичастицы, предсказанной в начале семидесятых. Две статьи с доказательством существования оддерона опубликованы в репозиториях препринтов arXiv и в собственной библиотеке CERN и готовятся к публикации в рецензируемых журналах.

В тоннеле с длиной окружности 26,7 км на территории Швейцарии и Франции физики разгоняют до скоростей, близких к скорости света, и сталкивают адроны — элементарные частицы, из некоторых типов которых состоят, кроме прочего, протоны и нейтроны. При их столкновениях рождаются и мгновенно перестают существовать другие частицы. Исследуя поведение этих короткоживущих частиц и характер их движения, физики все больше узнают о природе материи. Эксперименты на БАКе позволили в 2012 году доказать существование бозона Хиггса.

Иногда сталкивающиеся адроны — в данном случае протоны — обмениваются глюонами — частицами, которыми главные составляющие протонов, кварки, скреплены друг с другом. «Взаимодействие протонов похоже на столкновение грузовиков-автовозов: после аварии мы найдем рядом друг с другом автовозы, а вот машины, которые они везли, будут раскиданы повсюду и уже не будут внутри автовозов», – поясняет Тимоти Рабен (Timothy Raben), физик-теоретик из Университета Канзаса и один из авторов работы. Кроме того, поскольку мы пытаемся рассказать о квантовом мире, вокруг из ниоткуда появляются новые автомобили: энергия столкновения принимает форму новых частиц.

На БАКе действует семь экспериментальных установок. На одной из них, TOTEM-е, изучают события, происходящие при близких пролетах без столкновений: протоны остаются целыми и невредимыми, но немного меняют свою энергию, а иногда еще и обмениваются глюонами. До сих пор на TOTEM-е ученые наблюдали четное количество глюонов. В этот раз число глюонов оказалось нечетным.

Электронные сигнатуры частиц, выделившиеся при столкновении, невозможно объяснить расчетами, предполагающими выделение четного числа глюонов: на каждый протон их должно было быть три, пять, семь или больше. Объяснить нечетное число глюонов можно действием оддеронов. Существование оддерона не противоречит Стандартной модели и подтверждается теоретическими расчетами, однако до сих пор не было подтверждено экспериментально. Получить нечетное количество глюонов (и, возможно, оддероны) удалось благодаря огромной энергии столкновения — 13 тЭв, впервые достигнутой только два года назад.

Когда эти клетки покидают кровообращение и мигрируют в ткани, то приобретают новые, ранее неизвестные свойства.

Робот участвовал в радиометрических и геофизических исследованиях, помогая составить трехмерные карты распределения радионуклидов.

Покрыв внутренние стенки капилляра супергидрофобной пленкой, финские физики обнаружили, что жидкости текут по нему тем быстрее, чем выше их вязкость.

Отечественные эксперты по кибербезопасности отмечают рост числа атак на предприятия российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) со стороны хакерских группировок из КНДР в течение последних шести месяцев. Несмотря на то что успешных среди них пока не замечено, это может быть лишь «прощупыванием почвы» перед крупномасштабным взломом.

Компания SpaceX впервые провела огневые испытания прототипа космического корабля Starship с тремя двигателями. Вскоре этот аппарат должен совершить тестовый «прыжок».