Мухи оказались способны ориентироваться по Солнцу — Naked Science

Мухи оказались способны ориентироваться по Солнцу

Обычные дрозофилы могут лететь десятки километров в нужном направлении, не имея никаких ориентиров, — просто по Солнцу.

muha0

Обыкновенные плодовые мушки-дрозофилы живут повсеместно, вплоть до пустыни, и могут совершать перелеты на расстояние более 10 километров по самой невзрачной местности. Такое поведение ученые наблюдали еще несколько десятилетий назад в пустыне Мохаве, где, казалось бы, нет никаких четких и простых ориентиров, которыми могут воспользоваться насекомые. Лишь теперь обнаружено, что дрозофилам удается не потеряться в пространстве благодаря… Солнцу. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Майкл Дикинсон (Michael Dickinson) и его коллеги из Калифорнийского технологичесокого института проводили эксперименты с мушками в лаборатории. Ученые устроили им нечто вроде «симулятора полета», в котором те могли «двигаться» по ничем не ограниченному виртуальному пространству «пустыни», направляясь и взмахивая крыльями в потоке воздуха, но в реальности оставаясь закрепленными на месте.

Опыты показали, что мухи выбирают направление полета так, что небольшое яркое пятно на фоне — условное Солнце — остается к нему под постоянным углом. Более того, насекомые запоминали эту ориентацию и, если временно «Солнце» отключали, теряли ее, а когда включали снова — легко возвращались к первоначальному направлению. Что характерно, у каждой мухи оно было своим: каждая летела в свою сторону, но при этом точно знала, куда именно, ориентируясь по свету.

©Dickinson lab/Caltech

Такая способность требует наличия специализированных нейронов: действительно, их роль могут играть клетки E-PG, не так давно идентифицированные в мозге дрозофил. Майклу Дикинсону с соавторами удалось подавить работу этих нейронов, что «отключило» у мух и способность к сложной ориентации по Солнцу. Вместо выбора и удержания точного угла насекомые просто летели строго в направлении света.

Кроме того, ученые получили ГМ-линии мух, E-PG-нейроны которых флуоресцировали одновременно с проявлением активности. Пока дрозофилы оставались в «полетном симуляторе», исследователи наблюдали за этими клетками сквозь миниатюрное отверстие и подтвердили, что нейроны задействованы при удержании правильного направления к Солнцу.

Психологи провели исследование и выяснили, что четверть граждан США могут чувствовать себя вполне счастливо, не имея детей. По крайней мере, это показала выборка почти из тысячи человек.

Астрономы дали окончательное объяснение загадке «великого затухания» звезды Бетельгейзе: сверхгигант теряет массу, формируя облака новой космической пыли.

Семнадцатого июня, в 04:22 (мск), должен состояться запуск ракеты-носителя «Чанчжэн-2F» с кораблем «Шэньчжоу-12». Трансляцию вы сможете посмотреть на нашем сайте.