Ученые научились составлять фоторобот по ДНК — Naked Science

Ученые научились составлять фоторобот по ДНК

Биологи разработали компьютерный алгоритм, который на основании особенностей ДНК может предсказать некоторые черты лица человека.

journal

Компьютерный алгоритм, созданный специалистами из Университета Пенсильвании, позволяет установить контуры лица человека по образцу его ДНК.

В рамках исследования были получены трехмерные компьютерные модели лиц 592 человек разного происхождения, живущих в США, Бразилии и Кабо-Верде. В каждой модели были данные о координатах порядка семи тысяч точек на поверхности лица. Помимо сканирования, участники исследования предоставили образцы ДНК. В результате анализа проб был получен набор индивидуальных вариаций в последовательности генома (полиморфизмов, SNP).

Полиморфизм – способность некоторых организмов существовать в состояниях с различной внутренней структурой или в разных внешних формах. Внешний (а также внутренний, например, биохимический) полиморфизм может быть обусловлен внутривидовыми генетическими различиями. С другой стороны, возможен полиморфизм, при котором организмы с практически идентичным геномом в зависимости от внешних условий приобретают различные фенотипические формы.

Сначала, чтобы найти полиморфизмы, надежно коррелирующие с особенностями трехмерных моделей, ученые отобрали «длинный список» генов: сюда попали те, которые, по данным биоинформатического анализа, связаны с патологиями развития черепа, носа, ротовой полости и других частей головы. Из этого списка впоследствии были отобраны 24 SNP (в 20 генах), которые наиболее сильно воздействовали на трехмерную модель лица.

Основываясь на данных этого анализа, специалисты создали математическую модель, в которой каждому SNP была сопоставлена зона влияния на поверхности лица. Зная набор SNP, характерный для ДНК данного человека, исследователи могли составить его приблизительный трехмерный портрет.

Правда, следует отметить, что точность этого метода пока не очень велика. Особенно если сравнить, к примеру, с методами предсказания пигментации кожи или цвета глаз.