Микробы приспосабливают свой рацион к болезни носителя

Наше тело является домом для бесчисленного множества микроорганизмов. Количество видов таких микробов может достигать 10 тыс., а их общий вес составляет порядка 2 кг. Но не стоит беспокоиться на этот счет, ведь микроорганизмы играют важную роль в процессе жизнедеятельности человека.

15 авг 2014 Илья Ведмеденко Комментариев: 0

Если человек испытывает трудности с микрофлорой, то это может обернуться для здоровья большими проблемами. Но как реагируют на заболевания сами микроорганизмы? На этот вопрос попытались ответить американские ученые. Руководитель Центра инфекционных заболеваний Университета штата Техас Марвин Уайтли вместе с подчиненными сравнил поведение микробов в здоровом и больном организме.

Объем полученных данных был таков, что для его анализа пришлось задействовать сверхмощные компьютеры Stampedeи LoneStar. Ученые решили смоделировать пародонтит – воспалительное заболевание тканей пародонта. При этом заболевании общий состав микроорганизмов остается неизменным.

Однако, как показал опыт, во время болезни резко меняется обмен веществ у микроорганизмов. К примеру, если живущие в здоровом теле бактерии питаются фруктозой, то в случае заболевания они могут перейти на другие виды сахаров. По словам Марвина Уайтли, имея данные про обмен веществ, можно с легкостью влиять на популяцию бактерий.

Для наглядной демонстрации ученые создали своего рода карту обмена веществ микроорганизмов на примере ротовой полости человека. В центре внимания – пути, которые используют микроорганизмы в здоровом теле и при заболевании носителя. Красными линиями были отмечены процессы, которые происходят в период каких-либо заболеваний. Синими линиями показаны процессы, характерные для здорового организма. Наконец, черными полосами были отмечены те метаболические пути, которыми всегда пользуются бактерии – и в здоровом, и в больном теле.

По мнению ученых, такие опыты помогут в определении биологических маркеров. Иными словами, ряд болезней можно будет выявить задолго до появления первых симптомов заболевания. Особенно актуально это звучит, когда речь идет о борьбе с болезнью Крона и диабетом.