Новое поколение экспериментов по поиску темной материи одобрено в США — Naked Science

Новое поколение экспериментов по поиску темной материи одобрено в США

Эксперимент по поиску частиц темной материи нового поколения получил зеленый свет от правительства США. Проектом руководит Йельский университет.

sn-luxresults

Эксперимент по исследованию темной материи Large Underground Xenon (LUX) был запущен еще в 2009 году, проводится на дне выработанной золотой шахты в штате Северная Дакота, на глубине 1,5 км. Необычное расположение объясняется стремлением к чистоте эксперимента – толща земли задерживает часть космических лучей, которые мешали бы работе датчиков.

Заключается LUX в детектировании столкновений гипотетических частиц темной материи (вимпов) с ядрами атомов обычной материи в бассейне с 250 кг жидкого ксенона. До сих пор, однако, ни один вимп запечатлен чувствительнейшими сенсорами не был.

Новый эксперимент LZ является расширением предыдущего и предполагает увеличение резервуара до вместимости в 7 тонн ксенона, таким образом увеличивая вероятность успешного исхода эксперимента.

C LUX у нас есть самый чувствительный детектор в мире. LZ увеличит его мощность в сотни раз. Приятно видеть, что нашему подходу дали зеленый свет.

– Дэниел МакКинзи, глава LUX-LZ, Йельский Университет

В подготовке LZ приняли участие ученые из 29 университетов по всему миру, в том числе из России. На полную мощность оборудование эксперимента предполагается запустить к 2017 году.

Среди других экспериментов, одобренных правительством США, упоминается Super CDMS-SNOLAB (также поиск вимпов) и ADMX-Gen2 (займется поиском гипотетических аксионов – других кандидатов на роль частиц темной материи).