Ледяной щит Гренландии оказался молодым — Naked Science
12.12.2016, 13:52

Ледяной щит Гренландии оказался молодым

Американские ученые пришли к выводу, что ледниковый покров Гренландии менее стабилен, чем предполагалось, и относительно молод. Результаты двух независимых исследований опубликованы в журнале Nature.

Согласно существующим прогностическим моделям, из-за парникового эффекта Гренландия может полностью освободиться ото льда в течение 2,5 тысячи лет. Таким образом, стабильность местного ледяного покрова остается под вопросом в связи с глобальным потеплением. При этом запасов воды в ледниковом щите острова хватит, чтобы повысить уровень Мирового океана на семь метров.

Чтобы выяснить возраст покрова, ученые из обсерватории Ламонт-Доерти Колумбийского университета провели радиоуглеродный анализ горных пород в центральной части острова. Результаты показали, что поверхность Гренландии была на 90 процентов свободна ото льда в эпоху плейстоцена (от 2,6 миллиона лет назад до 11,7 тысячи лет назад). Возраст щита оценивается в 1,1 миллиона лет.

Модель оледенения Гренландии, построенная первой группой. / © Joerg M. Schaefer et al., Nature, 2016

Вторая группа ученых, из Вермонтского университета, изучила восточный берег острова. По ее данным, возраст ледяного покрова на рассматриваемой территории составляет не менее 7,5 миллиона лет. По словам авторов, работы необязательно противоречат друг другу: возможно, в отдельные периоды лед на Гренландии таял и оставался только в высокогорных районах. Это подтверждает моделирование.

Обе группы ученых использовали для датировки анализ радиоизотопов алюминия и бериллия — это позволило определить период, в который породы поверхности подвергались воздействию атмосферы. При прямом попадании на породу космические лучи образуют радиоактивные изотопы, количество которых указывает на срок, в течение которого поверхность была открыта для излучения.