Квазар в созвездии Кита помог раскрыть неизвестные детали «паутины» Вселенной — Naked Science

Квазар в созвездии Кита помог раскрыть неизвестные детали «паутины» Вселенной

Астрономам удалось рассмотреть огромный кусок «космической паутины»  – нитей из темной и видимой материи, соединяющих отдельные галактики и их скопления,  и найти в некоторых ее узлах неожиданно большие запасы газа.

395227main_quasar_galaxy

Квазар UM287, расположенный в созвездии Кита, помог исследователям рассмотреть неизвестные до этого детали «космической паутины», крупномасштабной структуры Вселенной. В результате в некоторых ее узлах были замечены неожиданно большие запасы газа.

– Данный квазар «подсвечивает» газ на таком большом расстоянии, что это дало нам шанс впервые рассмотреть газовые туманности, протянувшиеся между галактиками, – сказал Ксавье Прочаска из университета Калифорнии в Санта-Крузе (США).

Группа ученых вместе с Прочаской  изучали результаты обзора ночного неба над экватором и южным полушарием Земли, подготовленного при помощи инструментов телескопа VLT.  Специалисты обратили внимание на квазар UM287, который был обнаружен на фотографиях созвездия Кита. Квазар, хорошо заметный в видимом свете и в ближней части ультрафиолетового спектра, расположен далеко от Земли – на расстоянии в 10,4 миллиарда световых лет. Поэтому его ультрафиолетовое излучение «растягивается» и становится видимым для наблюдателей на Земле.

Используя телескоп Кека, расположенный на Гавайских островах, специалисты провели повторные наблюдения за UM287. С помощью особого фильтра ученые обработали полученные данные, и смогли отделить свет квазара от излучения. Оно возникло в соседних скоплениях межгалактического газа во время столкновения его молекул с исходящими от UM287 ускоренными частицами и фотонами.

Квазар UM287

©S.Cantalupo

Это позволило исследователям рассмотреть неожиданно большой кусок  «космической паутины», которая представляет собой нити из темной и видимой материи, соединяющих отдельные галактики и их скопления. Говоря о UM287, можно сказать, что толщина и размеры «нити» были удивительно большими, облако из относительно плотного газа растянулось на 2 миллиона световых лет.

В случае с UM287 толщина и размеры этой «нити» оказались невероятно большими – данное облако из относительно плотного газа растянулось почти на 2 миллиона световых лет.

Согласно компьютерным моделям «космической паутины», масса газа в исследуемой «нити» в 10 раз превышает значения. Как отмечают ученые, эти данные будут пересмотрены и доработаны.