21.03.2016
Редакция Naked Science

Копия молодого Солнца указала на ограничения обитаемости планет

Исследования довольно близкой и очень похожей на молодое Солнце звезды позволяют лучше понять происходившее на Земле в то время, когда здесь зарождалась жизнь. Новая работа в очередной раз указывает на важность наличия магнитного поля, без которого ничего бы не началось.

hires

Глобальное магнитное поле Земли – вещь бесценная. Оно оберегает нас от потоков заряженных частиц, которые выбрасываются безжалостным Солнцем и способны легко повреждать ДНК любых незащищенных организмов. Считается, что Марс, утеряв свое магнитное поле, потерял и атмосферу, которую попросту «сдуло» в космос солнечным ветром. Недавнее исследование расположенной в 30 световых годах Каппы1 Кита лишь подтвердило эту важную роль магнитосферы.

Каппа1 Кита – звезда, весьма похожая на Солнце, каким оно было в возрасте около полумиллиарда лет. Радиус этой звезды всего на 2% больше солнечного, а светимость лишь на 15% ниже. И, как показала работа, о которой международная группа астрономов сообщает в статье, опубликованной журналом Astrophysical Journal Letters, звезда густо покрыта обширными темными пятнами. Это свидетельствует об очень высокой (в сравнении с тем же Солнцем) активности Каппы1 Кита и, как следствие, о мощности всех потоков частиц и энергии, которые она выбрасывает. По подсчетам ученых, ее звездный ветер в 50 раз сильнее солнечного.

Понятно, что от юной и горячей звезды этого можно было бы ожидать. Однако авторы говорят и об ограничениях, которые накладывает такая активность звезды на любую ее планету, готовящуюся обзавестись жизнью. «Чтобы быть обитаемой, планете нужны тепло и вода, но также она должна быть защищена от активности молодого солнца», – подчеркивают ученые.

Им удалось составить карту магнитных полей, которые вихрятся вокруг Каппы1 Кита, пока она делает оборот вокруг своей оси (скорость ее вращения довольно велика, и «сутки» на звезде длятся всего девять земных дней). Оказалось, что магнитная индукция этого поля составляет в среднем 24 Гаусса, на пике доходя аж до 61 Гаусса. Для сравнения, у Солнца средняя величина не превышает 1–2 Гаусса.

Смоделировав воздействие столь мощных магнитных полей на планету земного типа, астрономы показали, что они вызвали бы сжатие ее глобальной магнитосферы в 2–3 раза, подведя к самой минимальной границе, после которой ее защиты будет уже недостаточно для обитающих на поверхности организмов. «У молодой Земли не было такой защиты, как сегодня, – говорят ученые, – впрочем, ее было вполне достаточно». В самом деле, планета с немногим более слабым глобальным магнитным полем под обычной молодой звездой вроде Солнца вряд ли могла бы стать колыбелью новой жизни.