Конец догме: жертвы змей-душителей умирают совсем не от удушья — Naked Science

Конец догме: жертвы змей-душителей умирают совсем не от удушья

Идея о том, что змеи-душители вовсе не душат своих жертв, прозвучала еще 20 лет назад. Мысль была проста: если причина смерти в объятиях какого-нибудь удава действительно асфиксия (удушье), то гибель жертвы должна быть медленной, растянувшейся на долгие минуты агонией. Наблюдения же говорят о считанных секундах, за которые сдавленные животные просто отключаются.

Boa_c

Тогда же была высказана гипотеза о том, что под огромным давлением, которое создают на тело жертвы могучие кольца змеи-душителя, у нее происходит сердечный приступ с быстрым летальным исходом. И теперь, похоже, эта гипотеза подтверждается.

Не так давно были поставлены простые эксперименты, в ходе которых исследователи отслеживали артериальное кровяное давление и частоту сердцебиений подопытной мыши, помещенной в одну клетку с удавом (Boa constrictor). Дальнейшее известно: засада, бросок – и жертва уже стиснута кольцами, продолжающими стремительно сжиматься. Приборы показали, что давление бедной мыши упало, а сердце остановилось уже через шесть секунд.

Судя по всему, давление нарушило работу автономных центров иннервации сердца – в том числе водителя ритма, дающего сигналы сокращению кардиомиоцитов. Добавьте сюда пережатые сосуды – кровеносная система вряд ли могла справиться с таким испытанием. Кроме того, ученые обнаружили резкий выброс калия в кровь – до такого уровня, который способен вызвать остановку сердца и сам по себе – этот ион участвует в регуляции его сокращений. Впрочем, авторы безжалостного исследования считают, что опасная, перенасыщенная калием кровь даже не успела попасть в сердце – оно остановилось раньше.

Имплантированное мышам устройство позволило удаленно управлять их социальными взаимодействиями, «включая» или «выключая» дружелюбие.

В условиях аукциона на первое место в суборбитальной капсуле Blue Origin нашли интересные подробности о требованиях к будущим астронавтам. Ради трех минут в невесомости космические туристы, например, должны быть способны пробежать семь лестничных пролетов менее чем за полторы минуты и просидеть полтора часа пристегнутыми к креслу и без возможности сходить в туалет.

На держатели истребителя F-15E Strike Eagle подвесили пять крылатых ракет AGM-158 Joint Air-to-Surface Standoff Missile. Это один из самых современных комплексов такого типа в арсенале Военно-воздушных сил США.