Каннабидиол помог детям при тяжелой эпилепсии — Naked Science

Каннабидиол помог детям при тяжелой эпилепсии

Группа ученых из Университетского колледжа Лондона и других учреждений показала, что прием каннабидиола позволяет улучшить симптоматику при синдроме Драве.

1200px-cannabidiol

Несмотря на законодательные ограничения, интерес ученых к терапевтическим приложениям психоактивных веществ в последние годы растет. Так, рекреационное применение каннабиноидов в лечении рака распространено в США: оно позволяет улучшить побочные эффекты в виде депрессии и физического дискомфорта  от препаратов первой линии. Кроме того, опыты на земноводных и млекопитающих показали, что производные конопли могут повышать остроту зрения и восстанавливать когнитивные функции, а наибольшую опасность при длительном употреблении марихуаны представляют собой заболевания полости рта. Ранее власти ряда американских штатов также разрешили выдачу лекарств на основе каннабиноидов несовершеннолетним, в частности страдающим эпилепсией.

Поводом для принятия закона, позволяющего назначать каннабидиол детям в Нью-Джерси, в 2013 году послужила инициатива местных жителей, дочь которых страдала синдромом Драве. По сравнению с другими, эта форма эпилепсии (тяжелая миоклоническая эпилепсия младенчества, ТМЭМ) встречается сравнительно редко и характеризуется тяжелыми частыми приступами с первого года жизни. Впервые синдром был описан в 1989 году, однако данные по нему противоречивы. Предполагается, что болезнь обусловлена генетически: например, геном большинства пациентов содержит характерную мутацию гена SCN1A, кодирующего потенциал-зависимый натриевый канал NaV1.1. Но в 2009 году международная группа ученых описала случаи синдрома Драве без дефекта SCN1A.

Неясной остается и эффективность каннабидиола при ТМЭМ. Чтобы прояснить это, специалисты из Великобритании, Австралии, США и Франции провели двойное слепое плацебо-контролируемое исследование с участием 105 пациентов в возрасте от двух до 18 лет. Испытуемые принимали препарат или плацебо в течение 14 недель, при этом в экспериментальной группе доза каннабидиола в первые две недели повышалась от пяти до 20 миллиграммов на килограмм тела. Эпилептический статус подростков выявлялся с помощью Шкалы общего клинического впечатления (Caregiver Global Impression of Change, CGIC), шкал субъективного качества сна, поведенческих эффектов и числу госпитализаций. Опекуны пациентов также оценивали программу по пятибалльной шкале.

Анализ показал, что после начала приема каннабидиола медианное значение приступов сократилось с 12,4 до 5 в месяц, в контрольной группе — на 0,8–0,9 единицы. К моменту завершения работы примерно у половины (43 процентов) принимавших препарат симптомы улучшились на 50 и более процентных пунктов. По иным критериям группы отличались незначительно: например, оба стимула слабо влияли на качество сна и жизни. Первые побочные эффекты каннабидиола проявлялись, как правило, в период эскалации дозы и включали в себя рвоту, слабость, снижение аппетита. В экспериментальной группе также наблюдались колебания аминотрансферазы (в этом случае — биомаркер повреждения клеток печени), однако в целом авторы отнесли препарат к безопасным.

Статья опубликована в журнале The New England Journal of Medicine.