Специалисты Роскосмоса подняли границу биосферы Земли до высоты орбиты МКС

В пробах пыли, собранных на обшивке станции, найдены многочисленные следы земных микроорганизмов.

2 667

Выбор редакции

Образцы пыли, собранные с наружной поверхности МКС, содержат обширную коллекцию форм земной жизни, причем как минимум некоторые из них оказываются жизнеспособными после пребывания в космических условиях. Пресс-релиз с сообщением об этом распространен ведомством в понедельник.

Напомним, на прошлой неделе мы уже писали о космическом эксперименте «Тест», проводимом российскими учеными с 2010 года. Его основная цель — поиск следов внеземной жизни, возможно, оставшихся на обшивке станции после столкновений с метеороидными частицами. Ну а побочным, но тоже интересным, результатом стало обнаружение ряда представителей земной биоты, которым удалось ожить после пребывания на 400-километровой высоте.

«Статистика обнаружения жизнеспособных единиц споровых бактерий (рода Bacillus) и спор грибов (рода Aureobasidium) в проведенных сеансах КЭ «Тест» составляет около 45%. Применение высокочувствительных молекулярных методов позволило в 70% случаев не только выявить фрагменты ДНК геномов различных микроорганизмов, но определить их тип», — говорится в пресс-релизе.

Специалисты Роскосмоса подняли границу биосферы Земли до высоты орбиты МКС

В ходе экспериментов выявлены фрагменты ДНК микобактерий, обитающих в Баренцевом море, экстремофильной бактерии Delftria, архебактерий (присутствует практически во всех пробах) и грибов Erythrobasidium и Cystobasidium. Обнаружены также остатки ДНК бактерий, близких к микроорганизмам с острова Мадагаскар, и ДНК различных растений.

Полученные результаты побуждают полагать, что отдельные представители бактериальной и грибной флоры заносятся с током воздуха в верхние слои ионосферы. В принципе, об этом догадывались и раньше, но тогда это были лишь догадки, теперь же — экспериментально подтвержденный факт. Обратим внимание на распределение зон происхождения найденных бактерий: сочетание Баренцева моря и Мадагаскара означает, что речь идет о глобальном переносе, затрагивающем весь земной шар.

Ранее было установлено, что некоторые виды бактерий и даже многоклеточных животных способны выжить после пребывания в космосе. Но все-таки одно дело, когда речь идет об организмах, привезенных на орбиту с целью научного эксперимента, и другое — если они постоянно присутствуют там сами, без нашего ведома и участия.

2 667