12.12.2017
Редакция Naked Science

Измерена глубина Большого Красного Пятна на Юпитере

Наблюдения космического аппарата Juno показали, что Большое Красное Пятно Юпитера уходит в глубину на сотни километров и становится все горячее.

jupit0

Большое Красное Пятно (БКП) Юпитера ослабевает и уменьшается все последние столетия, однако до сих пор остается крупнейшим и самым долгим атмосферным вихрем во всей Солнечной системе. Вытянутое по направлению глобальных ветров, вдоль широт газовой планеты, оно заметно превышает в размерах нашу Землю. Его ширина достигает 16 тыс. км, длина – 40 тыс. км. Но как глубоко БКП уходит вниз, в бурную атмосферу гиганта?

Об этом на встрече Американского геофизического союза рассказал Скотт Болтон (Scott Bolton), глава научной миссии зонда Juno. Ученые проанализировали результаты первого пролета аппарата над БКП, совершенного в середине лета 2017 г. При этом он сумел заглянуть далеко под густые облака с помощью микроволнового радиометра MWR.

«Данные Juno показывают, что “корни” самого знаменитого урагана Солнечной системы… уходят в атмосферу на глубину около 200 миль – 300 км, – сказал Скотт Болтон. – Они в 50-100 раз глубже земных океанов и у основания нагреты сильнее, чем сверху. Ветры связаны именно с разницей температур, и тепло в основании БКП объясняет свирепые ветры, которые мы видим в верхних частях атмосферы».

Шестиканальный инструмент MWR позволил заглянуть вглубь урагана БКП и измерить его температуру / ©NASA JPL

Помимо этого инструменты Juno позволили заметить ранее неизвестную радиационную зону над экватором Юпитера, выше его плотной атмосферы. Здесь зарегистрированы высокоэнергетические, летящие почти со световыми скоростями, ионы кислорода, серы, а также протоны. Ученые предполагают, что источниками этих частиц являются молекулы, выброшенные с юпитерианских лун – Ио и Европы, – которые ионизировались по мере приближения к планете.