Изменения климата экзоцивилизаций предсказали три пути развития человечества — Naked Science
01.06.2018

Изменения климата экзоцивилизаций предсказали три пути развития человечества

Ученые построили простую модель, основываясь на способах потребления энергии. Она показала три сценария, два из которых предрекли массовое вымирание населения.

Группа астрофизиков во главе с Адамом Франком (Adam Frank), известным популяризатором науки, используя динамические системы, построила модель развития экзоцивилизации.

Модель динамической системы — множество элементов, для которого задана функциональная зависимость между временем и положением в фазовом пространстве каждого элемента. Она необходима для описания эволюции систем во времени.

В модели астрофизиков цивилизация использовала ресурсы для эволюции и расширения. Чем больше ресурсов добывается из недр планеты, тем шире становится популяция, но вместе с тем пропорционально ухудшаются окружающие условия. В итоге среда должна перейти тот рубеж, когда прирост населения станет нестабильным и подвергнется угрозе вымирания. Поэтому ученые добавили переключатель между двумя видами ресурсов. Так, первый вырабатывает большую энергию, но значительно ухудшает экологию, а второй несравненно уступает первому в производстве энергии, но никак не вредит условиям жизни. Исследователи изучили три самых вероятных сценария развития.

Пример построения модели; зеленым отмечена линия консенсуального развития / Astrobiology

Первый они назвали «Отмиранием». В нем цивилизация быстро развивалась, используя мощные ресурсы, пока не достигла пика популяции для планеты. Затем началось резкое сокращение населения, которое закончилось только с приходом равновесия, когда планета смогла обеспечить всех оставшихся жителей. В ходе этого процесса 70 процентов обитателей планеты умерло. По мнению Франка, нет очевидного ответа на вопрос, сможет ли человеческая цивилизация пережить такую катастрофу.

Второй сценарий называется «Мягкая посадка». Экзоцивилизация двигалась по первому пути, но перед критической точкой начался плавный переход ко второму типу ресурсов, что спасло большую часть населения и сохранило здоровой экологию.

Последний сценарий получил название «Полномасштабный крах». Планетарные условия так быстро ухудшались, что переход уже не смог предотвратить полного вымирания.

Адам Франк отметил, что выбор слабого источника топлива не всегда спасал цивилизацию от исчезновения — в некоторых сценариях он только отсрочивал неизбежное. По его словам, эти модели помогают представить, что ждет человечество в будущем.

Ранее сотрудники Принстонского университета предупредили, что глобальное потепление грозит затоплением земель, на которых проживают пять миллионов человек.