«Хаббл» сфотографировал Марс поближе — Naked Science
19.05.2016

«Хаббл» сфотографировал Марс поближе

Космический телескоп «Хаббл» сфотографировал Марс, находясь в 80,5 млн км от Земли. Реальный размер объектов, воспринимаемых на снимке как мельчайшие детали, достигает 32–48 км в поперечнике.

hubble_01

Фотография была сделана 12 мая, за несколько дней до достижения оппозиции Красной планеты к Солнцу, когда Марс окажется в 76 млн км от Земли. В конце месяца расстояние между ним и Землей сократится до минимума за последние одиннадцать лет, составив около 75 млн км. Запечатленное полушарие включает в себя места высадки ряда миссий NASA, в том числе Viking 1, Mars Pathfinder и по-прежнему функционирующего марсохода Opportunity. Spirit и Curiosity в момент съемки оставались на другой стороне планеты.

Снимок Марса, сделанный телескопом «Хаббл» с расстояния в 80,5 млн км от Земли 12 мая 2016 года © NASA, ESA, the Hubble Heritage Team (STScI/AURA), J. Bell (ASU), and M. Wolff (Space Science Institute)

Яркие ледяные шапки и облачность над рыжеватой поверхностью Красной планеты – свидетельства смены сезонов. Крупная темная область в дальнем правом углу является равниной Большой Сирт – в XVII веке, наблюдая за ней, Христиан Гюйгенс измерял скорость вращения Марса. На фотографии вершины этого неактивного щитового вулкана окружает послеполуденный туман.

Зона овальной формы к югу от Большого Сирта не что иное, как бассейн Равнины Эллада. Растянувшаяся на 1,8 тысячи км в длину и 8 км в глубину, она образовалась около 3,5 млрд лет назад в результате столкновения планеты с астероидом.

В центре расположилась Земля Арабия, обширная возвышенность на севере Марса, охватывающая порядка 4,5 тысячи км. Арабия густо усеяна кратерами, что может говорить о том, что это – наиболее древний участок Красной планеты. Местность пересекают иссушенные речные каньоны, которые отсутствуют в близлежащих низменностях.

Обновленная карта-указатель ключевых участков Марса © NASA, ESA, the Hubble Heritage Team (STScI/AURA), J. Bell (ASU), and M. Wolff (Space Science Institute)

К югу от Земли Арабии вдоль экватора тянутся Сабейский залив и Залив Меридиана – на восток и запад соответственно. Основу этих областей составляют темная почва и мелкозернистые песчаные отложения, сформированные из лавовых пород. Находящиеся здесь песчинки более грубые и матовые по сравнению с пылью на ярких участках Марса.

Повышенная концентрация облаков над южной полярной шапкой обусловлена окончанием летнего сезона в северном полушарии. Облако сбоку, тонкая линия которого зафиксирована «Хабблом» в марсианский полдень, простирается по меньшей мере на 1,6 тысячи км над средними северными широтами. В утренние часы дымка покрывает западный лимб.