Глупые насекомые оказались лучшими работниками

Глупые насекомые оказались лучшими работниками

Эксперименты со шмелями показали: те из них, кто демонстрирует более высокие когнитивные способности, приносят семье меньше нектара.

flowerscanen

Сравнив способности шмелей к обучению с результативностью при сборе нектара, британские ученые обнаружили, что чем «глупее» насекомое, тем больше пищи оно приносит. Об этом Лиза Эванс (Lisa Evans) и ее коллеги из Лондонского университета рассказывают в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Индивидуальные различия в уровне когнитивных способностей легко проследить не только у людей, но и у насекомых. Считается, что само их существование имеет адаптивное значение для популяции в целом, позволяя ей лучше подстраиваться под меняющиеся условия. Лиза Эванс и ее соавторы изучили эту проблему на примере обыкновенных земляных шмелей (Bombus terrestris).

Наблюдая за пятью шмелиными семьями (общим числом 85 особей) в естественных условиях, ученые оценили, сколько каждый работник добывает нектара. Затем насекомых переловили и уже в контролируемых лабораторных условиях провели тесты «на интеллект». Для этого им предъявлялись разноцветные искусственные цветы, каждый из которых содержал определенное количество нектара. Полагается, что чем выше способности шмеля к обучению, тем быстрее он свяжет определенный оттенок с максимальным количеством добычи и полностью переключится на соответствующие цветы.

Авторы прежде всего отмечают, что оба признака – и объем добычи, и уровень когнитивных способностей – варьировались от особи к особи в очень широких пределах. Связи между показателями отдельных шмелей и их принадлежностью к той или иной семье найти не удалось. Более того, и «умные», и «глупые» шмели работали одинаково активно, совершая в день примерно равное количество вылетов и принося равное количество нектара.

Однако во время наблюдений в природе «умные» шмели проводили в поисках пищи меньшее число дней, так что итоговая результативность оказалась выше у «глупых». Это, по словам авторов, может указывать на «цену, которую приходится платить за повышенные способности к обучению».

Вывод ученых состоит в том, что «мыслящая» ткань нейронов и поддерживающих их клеток – одна из самых затратных для метаболизма, ее сложно произвести и дорого поддерживать. У насекомых с более быстрой обучаемостью нейронов должно быть больше, так что меньше остается «свободной» энергии для работы. «Такие результаты, – пишут Эванс и ее коллеги, – демонстрируют, что высокие когнитивные способности необязательно выгодны с точки зрения сбора пищи».