«Генетический зомби» защищает слонов от рака — Naked Science

«Генетический зомби» защищает слонов от рака

Ученые идентифицировали вернувшийся к активности псевдоген, который обеспечивает повышенную устойчивость слонов к развитию злокачественных опухолей.

photo-191778

Слоны живут примерно столько же, сколько и люди, а клеток содержат в сотни раз больше — и каждая из них на протяжении жизни может превратиться в опухолевую. Однако если смертность от онкологических заболеваний у людей достигает 17 процентов, то у слонов не превышает пяти. Получается, в пересчете на клетку их устойчивость к раку на порядки больше нашей. Эта особенность интригует ученых, заставляя искать механизмы, которые позволяют организму слонов столь эффективно предотвращать развитие рака.

Несколько лет назад команда профессора Чикагского университета Винсента Линча (Vincent Lynch) показала, что частично эта способность связана с геном белка р53 — транскрипционного фактора, участвующего в регуляции клеточного цикла и подавлении злокачественных опухолей. Большинство раковых клеток — мутантны по р53, однако, как выяснил Линч с коллегами, ДНК слонов содержит целых 20 копий р53, каждая из которых способна защитить организм в случае перерождения клетки.

В новой статье, опубликованной в журнале Cell Reports, Винсент Линч с соавторами описали еще один ген, играющий важную роль в «противоопухолевой защите» у слонов. Точнее говоря, речь идет о псевдогене — участке, который в результате наследуемой мутации утратил свою функциональность. У слонов есть восемь таких псевдогенов, некогда кодировавших белковые факторы, ингибирующие лейкемию (Leukemia Inhibitory Factor, LIF). И один из них, ген LIF6, случайным образом приобрел новый «включатель».

Как показали ученые, слоновий LIF6 запускается в работу активным белком р53 (который, в свою очередь, реагирует на появление поврежденной ДНК). Фактор LIF6 быстро мигрирует к митохондриям и нарушает проницаемость их мембран, блокируя процессы клеточного дыхания и заставляя поврежденную клетку погибать без возможности дать начало целой опухоли. Авторы сравнивают этот ген с зомби, который «поднят из мертвых», чтобы убивать, — отдельные клетки, но на благо всего организма.

Псевдоген стал активным у предков слонов около 25-30 миллионов лет назад, примерно тогда же, когда началось увеличение размеров их еще крошечного тела; возможно, именно эта мутация стала ключевой и обеспечила современным слонам долгую спокойную жизнь с минимальным риском развития рака.