Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
04.07.2014
Редакция Naked Science

Ученые связали звуковые сигналы от звезд с их возрастом

Российский астроном, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН Татьяна Рябчикова и ее зарубежные коллеги связали звуковые сигналы от молодых звезд с их эволюционным статусом – возрастом. Руководитель исследования – Констанца Цвинтс из Института астрономии в Бельгии.

Ученые связали наблюдаемые пульсационные характеристики для большой группы молодых звезд, еще не дошедших до Главной Последовательности – область на диаграмме Герцшпрунга-Рассела, содержащая звёзды, источником энергии которых является термоядерная реакция синтеза гелия из водорода – с их возрастом.

Все исследования проводились по высокоточным фотометрическим и спектральным наблюдениям. При анализе пульсационных характеристик, а также получении спектра частот акустических колебаний фотометрические наблюдения проводились на спутниках MOST и CoRoT. А выявить параметры атмосфер исследуемых звезд и их металличность авторам исследования помогли спектральные наблюдения на телескопах обсерваторий МакДональд (США), ESO и Мауна Кеа (Гавайские острова).

Звезда на протяжении всей своей жизни эволюционирует. Сначала, как рассказывает Татьяна Рябчикова, она рождается из протозвездного облака, когда гравитационное сжатие выступает в качестве источника энергии. Затем происходит эволюция звезды до Главной Последовательности, где основные источники энергии – ядерные реакции в центре звезды. А в конце, превратившись в белый карлик либо черную  дыру, или же взорвавшись как Сверхновая, звезда умирает.

Звёзды главной последовательности имеют одинаковый источник энергии («горение» водорода, в первую очередь, CNO-цикл), в связи с чем их светимость и температура (спектральный класс) определяются их массой.

Солнце, – продолжает Рябчикова, – это звезда Главной Последовательности. Она подчеркивает, что в течение всей жизни химический состав и физические условия в звезде существенно меняются. Чуть ли не на всех стадиях эволюции светимость звезды, обладающей умеренной массой, испытывает быстрые изменения (пульсации) – они устанавливаются особенностями внутреннего строения. Что касается внешних слоев звезды, то там эти пульсации выступают в качестве акустических волн. Рябчикова объясняет, что если расшифровать некий звуковой сигнал, который доносит до нас звезда, ученые смогут предположить, на какой стадии эволюции находится звезда.