Ученые связали звуковые сигналы от звезд с их возрастом

Ученые связали звуковые сигналы от звезд с их возрастом

Российский астроном, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН Татьяна Рябчикова и ее зарубежные коллеги связали звуковые сигналы от молодых звезд с их эволюционным статусом – возрастом. Руководитель исследования – Констанца Цвинтс из Института астрономии в Бельгии.

Ученые связали наблюдаемые пульсационные характеристики для большой группы молодых звезд, еще не дошедших до Главной Последовательности – область на диаграмме Герцшпрунга-Рассела, содержащая звёзды, источником энергии которых является термоядерная реакция синтеза гелия из водорода – с их возрастом.

Все исследования проводились по высокоточным фотометрическим и спектральным наблюдениям. При анализе пульсационных характеристик, а также получении спектра частот акустических колебаний фотометрические наблюдения проводились на спутниках MOST и CoRoT. А выявить параметры атмосфер исследуемых звезд и их металличность авторам исследования помогли спектральные наблюдения на телескопах обсерваторий МакДональд (США), ESO и Мауна Кеа (Гавайские острова).

Звезда на протяжении всей своей жизни эволюционирует. Сначала, как рассказывает Татьяна Рябчикова, она рождается из протозвездного облака, когда гравитационное сжатие выступает в качестве источника энергии. Затем происходит эволюция звезды до Главной Последовательности, где основные источники энергии – ядерные реакции в центре звезды. А в конце, превратившись в белый карлик либо черную  дыру, или же взорвавшись как Сверхновая, звезда умирает.

Звёзды главной последовательности имеют одинаковый источник энергии («горение» водорода, в первую очередь, CNO-цикл), в связи с чем их светимость и температура (спектральный класс) определяются их массой.

Солнце, – продолжает Рябчикова, – это звезда Главной Последовательности. Она подчеркивает, что в течение всей жизни химический состав и физические условия в звезде существенно меняются. Чуть ли не на всех стадиях эволюции светимость звезды, обладающей умеренной массой, испытывает быстрые изменения (пульсации) – они устанавливаются особенностями внутреннего строения. Что касается внешних слоев звезды, то там эти пульсации выступают в качестве акустических волн. Рябчикова объясняет, что если расшифровать некий звуковой сигнал, который доносит до нас звезда, ученые смогут предположить, на какой стадии эволюции находится звезда.

Исследование обнаружило потенциальные «вокальные» биомаркеры Covid-19, которые в перспективе помогут выявить заболевание еще до появления симптомов.