Далекая звезда оказалась самым круглым объектом в природе

Медленно вращаясь, звезда Kepler 11145123 сохраняет форму практически идеальной сферы: ее полярный и экваториальный радиусы отличаются на десятитысячные доли процента.

Звезды – сферы далеко не ровные, целый ряд механизмов может приводить к нарушению их правильной формы. Например, вращение заставляет их сплющиваться в направлении полюсов и расширяться в экваториальной плоскости, чуть раздуваясь, как гигантская плазменная тыква. Так проявляются центробежные силы, и чем быстрее звезда вращается вокруг своей оси, тем сильнее она обычно «сплющена». Наше Солнце, например, совершает оборот примерно за 27 дней и на 10 км шире у экватора, чем в плоскости полюсов. У Земли эта разница достигает 21 км.

Звезда Kepler 11145123, расположенная в 5 тыс. световых лет от нас, примерно вдвое крупнее и ярче Солнца и вращается втрое медленнее. Немецкие ученые провели астросейсмологические наблюдения пульсирующего спектра этой большой звезды. В статье, которую Лорен Гизон (Laurent Gizon) и его соавторы опубликовали в журнале Science Advances, они сообщают, что разница между экваториальным и полярным радиусами Kepler 11145123 составляет всего 3 км – притом, что в среднем ее радиус достигает 1,5 млн км. «Это делает Kepler 11145123 самым круглым известным естественным объектом, – добавляет Гизон, возглавляющий Институт исследований Солнечной системы Общества Макса Планка. – Даже круглее Солнца».

С помощью космического телескопа Kepler ученые наблюдали за небольшими периодическими изменениями светимости звезды в течение более чем четырех лет. По их словам, она оказалась еще более идеально круглой, чем это вытекает из самого медленного вращения Kepler 11145123. Гизон и его соавторы предполагают, что еще более сферической звезду делают слабые магнитные поля, действующие в низких широтах.