Что общего у кометы и жареного мороженого

Что общего у кометы и жареного мороженого

Комета и жареное мороженое - что у них общего?

Comet_Lovejoy_photographed_by_Dan_Burbank

Астрономы провели лабораторные эксперименты со льдом и органическими соединениями и узнали, по какой причине кометы покрыты твердой коркой. Было продемонстрировано, как мягкий «снег» кристаллизуется на поверхности кометы, а затем становится плотнее по мере приближения ее к Солнцу. Когда образуются упорядоченные ледяные кристаллы, другие молекулы (содержащие углерод) выносятся на поверхность.

Комета подобна прожаренному во фритюре мороженому. Ее кора состоит из кристаллического льда, а внутреннее вещество – более холодное и пористое. Органику же можно сравнить с верхним слоем шоколадной глазури.

– Мурти Гудипати (Murthy Gudipati), один из авторов исследования

Эксперимент начался с получения аморфного (пористого) льда. Дело в том, что, как полагают ученые, именно из такого вещества состоят самые холодные кометы и спутники. Молекулы пара подвергаются быстрому замораживанию при крайне низкой температуре (около минус 243°С). Находящаяся в таком состоянии вода перемешана с другими молекулами (органическими, скажем). И по словам Мурти Гудипати, такой пористый лед напоминает сахарную вату: он легкий, воздушный и у него много пор. На нашей планете такого льда не встретить – слишком уж низкая температура нужна для его образования.

Следующим этапом эксперимента стало то, что, собственно, происходит с кометами, когда они приближаются к Солнцу, – медленное нагревание льда до минус 123°С. В лед заранее также добавили полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), которые встречаются в открытом космосе повсеместно.

ПАУ соединялись друг с другом и выталкивались изо льда по ходу кристаллизации последнего. Возможно, мы первые, кто наблюдал кластеризацию молекул из-за фазового перехода льда.

– Антти Лигнелл (Antti Lignell), руководитель проекта

В связи с изгнанием молекул полициклических ароматических углеводородов вода смогла принять более компактную форму кристаллического льда.

Для чего нужны столь подробные изучения процессов, происходящих внутри и на поверхности комет? Это очень важная информация, потому что она помогает понять ученым физико-химические процессы внутри комет, ведь именно эти небесные тела могли в свое время принести воду и органические соединения на нашу планету. И, несмотря на то, что последние результаты исследований кометы Чурюмова-Герасименко показали, что главными переносчиками предков органических соединений были астероиды, вопрос по этому делу до сих пор открыт.

Несмотря на то что трудно найти место на Земле, где воздух был бы «первозданным» и незагрязненным в результате пагубной человеческой деятельности, специалистам из США и Австралии это все же удалось.