02.09.2015
Редакция Naked Science

Брайан Кокс: Подледные океаны Плутона могут скрывать внеземную жизнь

Благодаря недавнему пролету зонда New Horizons близ Плутона мы уже точно знаем, что поверхность его покрыта ледяными равнинами и горами, и вряд ли пригодна для какой-нибудь жизни. Однако это еще ничего не говорит о том, насколько подходящими являются для нее недра холодного карлика.

6a00d8341bf7f753ef01a511cc3dd4970c

Знаменитый британский астрофизик и популяризатор науки Брайан Кокс (Brian Cox) считает, что в наших поисках внеземной жизни сбрасывать Плутон со счетов не стоит – она вполне способна найти приют в океанах, которые могут скрываться под его недружелюбной корой. В интервью для The Times Кокс пояснил: космический аппарат New Horizons «показал, что под поверхностью Плутона наверняка имеется океан, а это значит, что если наши представления о жизни на Земле хотя бы немного справедливы, то ничто не мешает ей появиться и там».

Действительно, среди массы деталей ландшафта, которые New Horizons заметил на Плутоне, особенно интересны поля, видимо, плавающего льда, а также громадные ледяные горы, возвышающиеся над окружением на 3,5 км. «Основание этих гор должно быть сложено из водяного льда, – сказал руководитель миссии New Horizons Алан Стерн (Alan Stern), комментируя находку. – Впервые мы увидели лед на Плутоне, и можем быть вполне уверены, что воды там имеется предостаточно».

Вода и тепло, немного органики и минеральных веществ – кажется, на Плутоне действительно имеются все ключевые условия для возникновения жизни. И хотя она вряд ли эволюционировала здесь до каких-то развитых форм – не говоря уж о мифических цивилизациях «плутонианцев», – в виде несложных одноклеточных она вполне может существовать и в океанах карликовой планеты. «Наука говорит нам, что высокоразвитая жизнь, скорее всего, большая редкость, – добавляет Брайан Кокс. – Физически мы ничтожны, но имеем большую ценность».

Тем временем ученые на Земле ожидают новых данных, которые из-за сложностей связи на столь огромных расстояниях New Horizons передает лишь небольшими порциями. Пока мы получили лишь около 5% всей собранной аппаратом на Плутоне информации – возможно, остальные 95% позволят убедиться, что и воды, и тепла в недрах карликовой планеты достаточно хотя бы для одноклеточных.