Больничное белье связали с риском заражения колитом — Naked Science

Больничное белье связали с риском заражения колитом

Американские ученые обнаружили, что грязное больничное белье может выступать источником заражения псевдомембранозным колитом. Результаты исследования представлены в журнале FEMS Microbiology Letters.

Псевдомембранозный колит — инфекционное заболевание прямой кишки. Главным возбудителем заболевания является бактерия Clostridium difficile, в частности ее токсины A (tcdA) и B (tbdB). Известно, что в 25 процентах случаев заражение C. difficile происходит в результате контакта с водой, овощами, мясом скота и домашними животными. При этом чаще псевдомембранозный колит диагностируется у пациентов, перенесших госпитализацию. Но связь заболевания со спецификой медицинских учреждений изучена недостаточно.

Исследователи из Вашингтонского университета проверили на содержание C. difficile местную прачечную, которая обслуживает 36 больниц (еженедельный объем обрабатываемого белья — около 136 тонн). В ходе работы авторы взяли пробы 240 загрязненных и очищенных поверхностей прачечной в январе, апреле, июле и октябре 2015 года. Все образцы анализировались на наличие токсинов, их источники описывались с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) и мультилокусного секвенирования-типирования.

Результаты показали, что бактерии присутствовали на двух процентах очищенных поверхностей, при этом в обоих случаях — на участках, с которыми контактируют посетители. На загрязненных поверхностях C. difficile встречались в 21 проценте случаев, чаще — в апреле и октябре. По словам ученых, это может указывать на сезонный характер заболевания. Подчеркивается, что уровень загрязнения оказался не связан с материалом поверхности: бактерии встречались на однородных и композитных материалах.

Гены, кодирующие токсины А и B, были обнаружены в 64 процентах загрязненных образцов и во всех очищенных. Как правило, в образцах присутствовал тип бактерий ST26 — именно он считается основным возбудителем заболевания. Пик обнаружения патогенов пришелся на апрель, июль и октябрь. Авторы отмечают, что все 14 типов бактерий, выявленных в рамках работы, оказались опасны для человека. Вместе с тем только три из них были идентифицированы в США ранее.

Ученые подчеркивают, что исследование имеет ряд ограничений. Так, авторы испытали трудности с восстановлением микрофлоры поверхностей и культивированием спор бактерий, что могло привести к недооценке их распространенности. Вместе с тем в каждом образце изучалась только одна колония C. difficile — вероятно, наиболее часто встречаемая. Несмотря на это команда заявила, что загрязненное белье может выступать фактором риска инфицирования псевдомембранозным колитом.