Биологи обнаружили акул, способных питаться водорослями — Naked Science

Биологи обнаружили акул, способных питаться водорослями

Малые рыбы-молоты оказались всеядными и способными жить на диете, на 90 процентов состоящей из растительной пищи.

shark0

Акулы обладают репутацией крайне плотоядных животных. В самом деле, почти все эти рыбы – настоящие хищники, и лишь некоторые фильтруют из воды свою добычу, также животную – планктон, кальмаров, мелкую рыбешку. Соответственно устроена и их пищеварительная система с коротким кишечником, мало предназначенным для переваривания «тяжелой» растительной пищи и водорослей.

Не слишком выделялись на этом фоне и малые рыбы-молоты (Sphyrna tiburo) – некрупные родственники знаменитых молотов S. zygaena. Распространенные в Тихом и Атлантическом океанах по обоим берегам Центральной Америки, они считаются стайными и активными хищниками, питаются в основном моллюсками, крабами, мелкой рыбой и креветками, которых вылавливает в густо заросших «подводных лесах». Поэтому вряд ли удивительно, что водоросли, которые постоянно находят в желудках этих рыб, не вызывали больших вопросов, хотя у некоторых молодых особей их содержание может составлять больше половины извлеченной из желудка массы.

Однако Саманта Лей (Samantha Leigh) из Калифорнийского университета в Ирвайне и ее коллеги заинтересовались этим и решили изучить вопрос внимательнее. На прошедшей в первые дни января в Сан-Франциско ежегодной встрече Общества интегративной и сравнительной биологии (SICB) она рассказала об экспериментах с содержанием малых акул-молотов в неволе на трехразовом питании, состоявшем на 10 процентов из моллюсков и на 90 процентов – из водорослей талассии (Thalassia testudinum).

Несмотря на такую «вегетарианскую» диету, спустя три недели все подопытные акулы чувствовали себя прекрасно и даже набрали массу. Более того, талассия выращивалась в отдельном аквариуме, обогащенном короткоживущим изотопом углерода-13, поэтому водоросли несли в своем составе эти безвредные, но удобные для исследователей радиоактивные метки. Они были обнаружены и в тканях акулы, ясно показав, что акулы S. tiburo способны усваивать углерод из растений – по оценкам ученых, переваривается почти 59 процентов растительной биомассы.

Остается вопросом, как именно короткий и мало приспособленный кишечник акул переваривает растительные сложные углеводы. Пока что авторам удалось показать увеличение активности бета-глюкозидазы, фермента, который катализирует гидролиз целлюлозы и других поли- и олигосахаридов. Но, судя по всему, без бактерий тут не обошлось и в жизни малых рыб-молотов микрофлора кишечника играет особенно большую роль, делая их не столько хищными, сколько всеядными.