Бамбук и ложный палец сблизили панд на генетическом уровне

Китайские ученые секвенировали геном красной панды (Ailurus fulgens) и нашли генетическую основу признаков, которые являются общими с большой пандой (Ailuropoda melanoleuca). Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Красная и большая панды — пример конвергентной эволюции — процесса, при котором между представителями разных систематических групп, обитающих в аналогичных условиях, возникает генетическое сходство. Большая панда относится к семейству медвежьих (Ursidae), тогда как красная — пандовых (Ailuridae). Ближайший общий предок панд существовал около 43 миллионов лет назад.

Несмотря на принадлежность панд к отряду (Carnivora), оба вида почти полностью травоядны: они приспособились к диете, на 90 процентов состоящей из бамбука. Эта адаптация развивалась у большой и красной панды независимо, также их объединяет наличие ложного большого пальца — редуцированной кости запястья. Однако до сих пор на генетическом уровне сравнение панд не проводилось.

Ложный палец большой панды. / © Freeman & Herron’s Evolutionary Analysis, 2nd Edition

Чтобы восполнить пробел, ученые из Института зоологии Китайской академии наук (КАН) впервые секвенировали геном самца красной панды и дополнили данные о геноме большой панды. Всего авторы идентифицировали 70 адаптивно конвергентных генов. Часть из них, например PRSS36, PRSS1 и CPB1, оказались связаны с усвоением питательных веществ (аминокислот, витаминов) из бамбука.

Еще два гена, PCNT и DYNC2H1, по мнению авторов, могут влиять на развитие ложного большого пальца. Мутации этих генов у мышей и человека приводят к патологиям формирования конечностей, в том числе полидактилии. Помимо общих рабочих генов, исследователи также обнаружили, что у большой и красной панды отключились десять генов, необходимых животным с белковой диетой.

Аватар пользователя Netbook