Астрономы открыли Землю-«снежок»

Астрономы открыли Землю-«снежок»

Обнаружена экзопланета земного размера и на том же расстоянии от звезды, что и мы от Солнца. Но вот звезда ее слишком тусклая, и вся планета, видимо, покрыта снежно-ледяной пустыней.

pia21430_hires

В этой работе американские астрономы воспользовались не самым распространенным методом гравитационного микролинзирования. Если излучение далекой звезды, двигаясь к нам, проходит мимо другой звезды, ее гравитация искажает траекторию света, действуя как увеличивающая линза. Если у второй звезды есть планета, иногда можно обнаружить и ее вклад в линзирование, который меняется с той же периодичностью, с какой планета движется по орбите.

Этот подход и позволил ученым найти OGLE-2016-BLG-1195Lb, самую маленькую из всех, открытых микролинзированием. Впервые на необычный объект указали данные эксперимента OGLE, после чего авторы воспользовались для наблюдений тремя телескопами корейского проекта KMTNet, а также космической обсерваторией Spitzer. Это позволило собрать достаточно данных не только для обнаружения планеты, но и для оценки ее орбиты и массы.

В статье, опубликованной журналом Astrophysical Journal Letters, OGLE-2016-BLG-1195Lb описана как планета массой около 1,43 масс Земли, расположенная почти ровно на том же расстоянии от звезды, что и Земля от Солнца. Однако с самой звездой все обстоит далеко не так радужно: ее масса оценивается лишь в 7,8 процента солнечной массы, так что ученые не до конца уверены, стоит ли считать ее звездой.

Объект находится в 13 тыс. световых годах, и авторы отнесли его к классу ультрахолодных карликов. Температура на его поверхности слишком мала, а значит, несмотря на всю схожесть с Землей, никакой жизни в привычном нам понимании на OGLE-2016-BLG-1195Lb быть не может. Если она формировалась примерно так же, как наша планета, то воды на ней должно быть достаточно, но вся она находится в виде вечного льда, покрывающего далекую планету-«снежок».