04.09.2014
Редакция Naked Science

Динозавры не виноваты в ночной жизни млекопитающих

Считалось, что «ночное» зрение млекопитающих сформировалось под влиянием угрозы, которую им несли динозавры. Но ученые предложили другой вариант эволюции ночного образа жизни млекопитающих.

1-ancientmamma

Это открытие кажется важным потому, что первые динозавры появились 240 млн. лет назад – гораздо позже, чем синапсиды. До этого момента считалось, что млекопитающие перешли на ночной образ жизни в конце триасового периода для спасения от хищных ящеров. Теперь же исследователи утверждают, что эту особенность они получили в наследство от синапсид.

Исследование провел сотрудник американского Филдовского музея естественной истории Кеннет Ангельчик (Kenneth Angielczyk). Он осуществил анализ склеральных колец синапсид. Склеральные кольца являются слоем мелких костей в стенке глаза. С помощью них можно установить форму, размер и уровень чувствительности глаза к свету. Это, в свою очередь, позволяет определить, к какому времени суток было приспособлено зрение животного.

Сами склеральные кольца отличаются хрупкостью и поэтому плохо сохранились, но Ангельчику удалось собрать образцы колец 24 видов синапсид. Полученные данные ученый сравнил с показателями животных, живущих в наше время и предпочитающих день или ночь.

Склеральные кольца синапсид / ©Kenneth Angielczyk

Различные виды синапсид были активны в разное время суток. Однако древнейшие их представители (такие, как знаменитый диметродон), судя по всему, могли видеть ночью. Они научились видеть в темноте примерно 300 млн. лет назад – задолго до того, как появились динозавры и первые млекопитающие.

Отметим, что в процессе эволюции млекопитающие не раз меняли дневной образ жизни на ночной и обратно. Поэтому проследить процесс формирования у животных дневного или ночного образа жизни очень тяжело.

Результаты исследований группы палеонтологов под предводительством Кеннета Ангельчика были опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society