12.07.2013
Редакция Naked Science
1 110

Вспомнить всё: черви восстанавливают память вместе с головой

DSC_9967__

Оказывается, некоторые воспоминания просто не умирают — и некоторые из них могут быть переданы совершенно новому мозгу. Исследователи из Университета Тафтса определили, что маленькие желтые червячки, известные как планарии, известные своими удивительными регенеративными способностями, могут отрастить намного больше, чем просто часть тела. Если удалить червю маленькую змееподобную голову и шею, тело вырастит новый мозг, а вместе с ним — и утраченные навыки.

Исследователи проверяли память планарий, измеряя время, которое было необходимо для поиска еды в контролируемых условиях. Маленькие червячки не любят открытое пространство и яркий свет, но их обучили игнорировать неудобные условия, чтобы они могли найти питание. Даже после обезглавливания червячки, прошедшие обучение, смогли преодолеть свои страхи и начали есть гораздо быстрее, чем черви, которые не были обучены. Стоит отметить, память не вернулась немедленно. Каждому червю нужно было напомнить о его предыдущих знаниях; достаточно было одного урока для того, чтобы вспомнить всё.

Процесс восстановления головы планарии

Почему это происходит? Никто не знает. Мозг планарий управляет их поведением, но исследователи предполагают, что некоторые воспоминания могут храниться в другом месте тела. Кроме того, выдвигается предположение, что мозг червей модифицирует их нервную систему, а нервная система впоследствии влияет на то, как формируется новый мозг во время отрастания.

Исследование было опубликовано в журнале, посвященном экспериментальной биологии. Ученые говорят, что впереди еще много работы и нужно будет подробнее изучить, как планарии восстанавливают память. Есть надежда, что черви могут помочь в изучении того, как работает память вообще и что влияет на обучаемость.