18.12.2017
Редакция Naked Science
1 243

Пугающие антитабачные плакаты усилили у подростков желание курить

Исследование с участием 441 подростка показало, что устрашающие иллюстрации на плакатах и сигаретных пачках могут провоцировать склонность к курению у некоторых подростков.

030514-health-teens-teen-cigarette-smoking-cigarettes

Американские ученые провели эксперимент с участием 441 подростка и пришли к выводу: устрашающие изображения на антитабачных постерах и пачках сигарет могут обладать обратным эффектом. По мнению исследователей, эти картинки могут склонить к вредной привычке подростков, изначально находящихся в зоне высокого риска.

Для эксперимента исследователи воссоздали в отдельном помещении интерьер небольшого магазина на автозаправке, где «продавались» предметы первой необходимости. Подростки в возрасте от 11 до 17 лет заполнили анкету об отношении к курению и указали, насколько они склонны к тому, чтобы начать курить. До начала исследования курить пробовали 5% опрошенных, у 20% ученые выявили высокий риск склонности к курению.

Затем подростки получили по 10 долларов, которые можно было потратить в «магазине». Участников работы разделили на четыре группы. Для первой пугающие плакаты повесили у стойки с сигаретами в торговом зале, для второй — у кассы. Третья и четвертая группы посещали «магазин» без антитабачных постеров. После завершения эксперимента подростки снова заполнили анкету. Риск склонности к развитию вредной привычки значительно вырос только у тех подростков, которые изначально входили в группу высокого риска (20% участников исследования). На остальных посещение «магазина» не повлияло. Их уровень риска остался прежним вне зависимости от того, были ли в помещении плакаты и где они висели.

Авторы исследования считают, что такой результат может быть следствием защитного механизма, развивающегося у подростков из группы риска. Он мог заставить детей недооценивать опасность курения для здоровья. Также яркий постер с изображением поврежденных зубов мог привлечь внимание к самой стойке с сигаретами.

Исследователи подчеркивают, что делать выводы преждевременно. Количество участников исследования было небольшим, использовался всего один плакат. К тому же не все подростки, заявляющие о намерениях попробовать сигареты, начинают курить на самом деле — многие не пробуют вовсе или ограничиваются одной попыткой. Также многие эксперты указывают, что результаты опросов подростков могут быть искажены из-за желания некоторых опрошенных разыграть ученых. Например, в некоторых исследованиях одни и те же дети давали разные ответы на вопросы, заданные в исследовательском центре и у них дома.

Статья опубликована в журнале Nicotine & Tobacco Research.

Ранее исследователи обнаружили область мозга, которая затрудняет отказ от никотина.