07.10.2019
Никита Шевцов

Оказалось, что обезьяны обладают «теорией разума»

Ученые получили еще одно доказательство того, что обезьяны могут представить себя на месте другой особи и «вообразить» ее мысли.

s1200_8

Теория разума также называется моделью психики человека. Обладающее ею существо способно воспринимать как свои собственные переживания, так и переживания других людей: это позволяет объяснять и прогнозировать их поведение. Иными словами, обладающий теорией разума человек или животное может поставить себя на место другого и понимает, что его переживания отличаются от чувств других особей.

До сих пор не было ясно, обладают ли подобными моделями поведения другие животные, помимо человека. Есть много веских причин подозревать, что эти существа могут владеть по крайней мере некоторыми признаками теории разума, не говоря уже о попугаях или воронах. Но подтвердить такую точку зрения очень трудно. Однако ученые из Киотского университета в Японии и Университета Сент-Эндрюс в Великобритании предприняли попытку.

В новой работе они усовершенствовали классический эксперимент «очки» с помощью результатов предыдущих исследований. Выборка состояла из 29 шимпанзе, четырех орангутангов и 14 бонобо. Им показывали короткий видеоклип. Прежде чем посмотреть видео, половина обезьян смотрела на прозрачный экран, другой половине демонстрировали похожий экран с меньшей прозрачностью. Теоретически каждая обезьяна должна была предположить, что экран на видео был тем же самым, с которым они сталкивались раньше.

На кадрах был человек, наблюдающий, как актер в костюме обезьяны помещает предмет в коробку. Как только объект скрывался из виду, «обезьяна» пряталась за ширмой. Затем человек-«наблюдатель» доставал спрятанный предмет и перекладывал его в другую коробку. После этого на сцену вновь выходил актер в костюме обезьяны и направлялся к ящику, чтобы забрать из него предмет, который туда положил.

Во время всего действия ученые следили за реакцией подопытных животных, а именно — за их глазами. Логика ученых была такова: если обезьяны обладают теорией разума, то они бы стали смотреть на тот ящик, в котором реально находится объект, а не на тот, к которому подошел человек в костюме. Оказалось, все испытуемые смотрели именно туда, куда «наблюдатель» спрятал объект. Это, по словам ученых, доказывает, что обезьяны способны поставить себя на место другого существа и «примерить на себе» его переживания.