Названы причины отказа от высшего образования — Naked Science
Мария Кривоченко

Названы причины отказа от высшего образования

2.3

Ученые провели комплексный анализ причин, по которым люди решают бросить высшее учебное заведение. Самым частым поводом оказалось разочарование в выбранной специальности или процессе образования в целом. При этом исследователи отмечают, что факторов, влияющих на отказ от окончания вуза, обычно несколько.

Кадр из фильма «Улыбка Моны Лизы»

Группа немецких исследователей назвала причины, по которым люди чаще всего отказываются учиться в колледже или университете. Ученые проанализировали данные о почти 18 тысячах студентов. В течение всей работы респонденты проходили опросы два раза в год. Анкеты содержали информацию об успеваемости студентов, годе окончания учебы и о том, бросили ли они университет или колледж до окончания диплома и по каким причинам.

К концу 2016 года в состав контрольной группы вошли более десяти тысячи студентов, которые покинули университет во время обучения, и около двух тысяч, продолживших учиться. Подробности работы ученые опубликовали в журнале European Journal of Education.

Всего они изучили 24 причины ухода из университета. Результаты показали, что самые распространенные факторы отказа от высшего образования — отсутствие интереса к специальности и неоправданные ожидания относительно учебной программы. Также часто играют роль слишком высокая нагрузка и проблемы с успеваемостью.

Исследовательская группа обнаружила, что мотивы ухода различаются в зависимости от пола, специальности и продолжительности обучения. Так, девушки чаще бросали университет из-за проблем с организацией процесса и слишком высокой нагрузки.

Кроме того, около четверти студентов математических, естественнонаучных и инженерных специальностей назвали финансовые проблемы наиболее важными мотивом. Для представителей других направлений это оказалось менее значимым поводом. Также около 15% представителей гуманитарных направлений отметили, что бросили учебу, поскольку посчитали свои специальности неперспективными.

Низкая успеваемость и слишком высокие нагрузки оказались важны скорее для старших курсов. Примерно треть старшекурсников покинули учебу из-за несданных экзаменов, а среди первокурсников этот показатель составил менее 20%. Однако для них более существенным фактором стали семейные и финансовые проблемы: 21% ушедших после первого курса сделали это по семейным обстоятельствам, а 28% — из-за трудностей с деньгами.

Наконец, ученые отметили, что отказ от высшего образования всегда происходил по нескольким причинам. Команда уверена, что результаты помогут вузам глубже понять причины ухода студентов и на его основе принимать контрмеры. «Новые знания по этой теме помогут университетам внедрить системы раннего предупреждения и лучше поддерживать студентов, которые с большей вероятностью бросят учебу на ранней стадии», — подытожили авторы исследования.

Четырнадцатого апреля, в 16:00 (мск), должен состояться беспилотный запуск многоразового космического корабля New Shepard, разработанного компанией Blue Origin. Трансляцию вы сможете посмотреть на нашем сайте.