Мимика осложнила распознавание лиц — Naked Science

Мимика осложнила распознавание лиц

Психологи из Бристольского университета показали, что выразительность может затруднять и снижать точность распознавание лица.

Важным условием социализации выступает стабильное узнавание лиц. Однако то, какую роль в подобном восприятии играет мимика, изучено недостаточно. По одной из гипотез, обработка разных типов экспрессии происходит параллельно и независимо: образы отдельных выражений лица запоминаются как самостоятельные единицы и впоследствии служат эталонами для наблюдаемого. Альтернативная точка зрения предполагает выявление центральной тенденции — прототипа лица, — которая последовательно уточняется. При этом мимика может осложнять или, напротив, упрощать распознавание лиц. В новой работе ученые из Великобритании проверили эти гипотезы в двух экспериментах.

В качестве стимульного материала использовались 546 фотографий итальянских актеров Луиджи Ло Кашо (Luigi Lo Cascio) и Фабрицио Гифуни (Fabrizio Gifuni) с разным выражением лица. Несмотря на широкую известность на родине, они не были знакомыми британцам, которые участвовали в исследовании. На первом этапе 40 человек оценили экспрессию снимков по пятибалльной шкале. Затем ученые разделили 50 других испытуемых в возрасте 18–46 лет на две группы и показывали им по 70 наиболее выразительных и нейтральных фотографий. После этого обе группы должны были просмотреть еще 208 изображений с актерами и как можно быстрее определить, кто из них «Роб» и «Луи», нажав соответствующую кнопку.

Время реакции и динамика точности ответов у групп, обучавшихся на нейтральных (светло-серый цвет) и выразительных (темно-серый цвет) стимулах / ©Annabelle S. Redfern et al., i-Perception, 2017

Результаты показали, что время реакции было меньше в группе, которой сперва предъявляли снимки с нейтральным выражением лица, и выше для добровольцев, обучавшихся на выразительных фотографиях. При этом в последнем случае степень выразительности положительно коррелировала с точностью ответов. Таким образом, несмотря на то, что высокая экспрессия в целом может ухудшать распознавание, она способна помочь в различении уровней выразительности. Это согласуется с предположением британских психологов Вики Брюс (Vicki Bruce) и Энди Янга (Andy Young) о роли различных особенностей мимики в восприятии лиц. Во втором эксперименте ученые тренировали только на снимках с нейтральной экспрессией.

Участие в следующем этапе работы приняли 82 других студента. Его итоги также подтвердили гипотезу о том, что выразительная мимика осложняет распознавание. Так, среднее время реакции в ответ на более высокую экспрессию оказалось на 18 миллисекунд больше, чем на нейтральную, а точность ответов в ее случае снизилась на два процентных пункта. По мнению авторов, полученные данные свидетельствуют в пользу моделей поздней бифуркации (late bifurcation models). Согласно им, при идентификации личности вариации наблюдаемой экспрессии сопоставляются с прототипом лица с помощью общего механизма (а не параллельных). Рост числа отклонений от прототипа ухудшает восприятие.

Статья опубликована в журнале i-Perception.

Ранее американские исследователи пришли к выводу, что нейронный коррелят распознавания лиц не имеет половой специфичности.