Что общего у чувства юмора и павлиньего хвоста?

Что общего у чувства юмора и павлиньего хвоста?

Какие привилегии имеются у людей, обладающих хорошим чувством юмора? К примеру, это качество может служить рекламой для привлечения противоположного пола.

e70a34d60a5c2f3877e86ce9ee0274ea

Об этом в своей книге «Эволюция человека: обезьяны, кости и гены» рассказывает известный биолог, палеонтолог и популяризатор науки Александр Марков. «Некоторые эксперты допускают, что такие свойства, как чувство юмора и щедрость, вполне могут быть аналогами павлиньего хвоста у человека», — пишет Марков.

На языке биологии это означает, что чувство юмора могло развиться благодаря половому отбору, хотя для выживания и заботе о потомстве оно не является очень необходимым (в отличие, скажем, от интеллекта или доброты, которые тоже развились под действием полового отбора). Дело в том, что оно может свидетельствовать о наличии наиболее ценных и важных качеств, таких, например, как интеллект. Напрямую проверить такие гипотезы, увы, невозможно. А вот следствия, которые вытекают из этих гипотез, — очень даже можно.

Интеллект, доброта и понимание — это важнейшие критерии при выборе партнера по браку для всех изученных видов человеческих культур. Этот факт ученые установили уже давно. Есть данные, однако, и о том, что мужчины в этом вопросе лукавят, а женщины дают честные ответы. (Возможно, это связано с тем, что мужчины, как известно, при выборе партнерши чаще падки на внешнюю красоту, чем на качества, которые можно осознанно развить. Признаться же в этом, даже самим себе, вероятно, особенно никто не хочет, так как со стороны это выглядит не вполне «гуманно» и пр.- NS).

Тем не менее, интеллект является очень верным показателем приспособленности человека, поэтому люди (чаще всего, женщины, поскольку именно мужчина «должен» играть роль кормильца семьи) и выбирают умных брачных партнеров — это эволюционно осмысленно. Однако, прямых данных о том, что существует зависимость между интеллектом и чувством юмора, как ни парадоксально, до недавнего времени не было. Конечно, многим людям это кажется совершенно очевидным (и даже самим ученым, которые это изучают) — наука просто часто вынуждена заниматься, казалось бы, абсурдными вещами, поскольку того требуют научные методы, поэтому «не смейтесь над учеными», советует Марков, они и сами прекрасно понимают, что доказывают, что Земля круглая.