Что общего у чувства юмора и павлиньего хвоста? — Naked Science

Что общего у чувства юмора и павлиньего хвоста?

3.4

Какие привилегии имеются у людей, обладающих хорошим чувством юмора? К примеру, это качество может служить рекламой для привлечения противоположного пола.

чувство юмора

Об этом в своей книге «Эволюция человека: обезьяны, кости и гены» рассказывает известный биолог, палеонтолог и популяризатор науки Александр Марков. «Некоторые эксперты допускают, что такие свойства, как чувство юмора и щедрость, вполне могут быть аналогами павлиньего хвоста у человека», – пишет Марков.

На языке биологии это означает, что чувство юмора могло развиться благодаря половому отбору, хотя для выживания и заботе о потомстве оно не является очень необходимым (в отличие, скажем, от интеллекта или доброты, которые тоже развились под действием полового отбора). Дело в том, что оно может свидетельствовать о наличии наиболее ценных и важных качеств, таких, например, как интеллект. Напрямую проверить такие гипотезы, увы, невозможно. А вот следствия, которые вытекают из этих гипотез, — очень даже можно.

Интеллект, доброта и понимание — это важнейшие критерии при выборе партнера по браку для всех изученных видов человеческих культур. Этот факт ученые установили уже давно. Есть данные, однако, и о том, что мужчины в этом вопросе лукавят, а женщины дают честные ответы. (Возможно, это связано с тем, что мужчины, как известно, при выборе партнерши чаще падки на внешнюю красоту, чем на качества, которые можно осознанно развить. Признаться же в этом, даже самим себе, вероятно, особенно никто не хочет, так как со стороны это выглядит не вполне «гуманно» и пр.- NS).

Тем не менее, интеллект является очень верным показателем приспособленности человека, поэтому люди (чаще всего, женщины, поскольку именно мужчина «должен» играть роль кормильца семьи) и выбирают умных брачных партнеров — это эволюционно осмысленно. Однако, прямых данных о том, что существует зависимость между интеллектом и чувством юмора, как ни парадоксально, до недавнего времени не было. Конечно, многим людям это кажется совершенно очевидным (и даже самим ученым, которые это изучают) — наука просто часто вынуждена заниматься, казалось бы, абсурдными вещами, поскольку того требуют научные методы, поэтому «не смейтесь над учеными», советует Марков, они и сами прекрасно понимают, что доказывают, что Земля круглая.

Для того чтобы проверить, зависит ли чувство юмора от интеллекта, психологи из США провели эксперимент со 185 студентами-добровольцами. Для начала студенты были протестированы на уровень интеллекта (с помощью теста Равена), а затем прошли тестирование «большой пятерки», в ходе которого психологи определяли уровень пяти качеств каждого из участников: открытости, добросовестности, экстраверсии, приятности в общении и невротизме. После этого студенты выполнили три задания, в ходе которых у них «проверялись» разные аспекты чувства юмора. Студентам показывали фотографию незнакомца, и они должны были заполнить шуточную анкету от его имени. В анкете были следующие пункты: «профессия», «обо мне», «хобби/увлечения», «мой типичный день», «моя жизненная философия». Затем студентов ждало следующее задание, в ходе которого им предстояло придумать как можно более смешные ответы на вопросы: «Если бы вы могли ненадолго оказаться в шкуре какого-нибудь животного, каким животным вы не хотели бы стать и почему?»; «Как сделать семейную жизнь увлекательной после первых двух лет?» и «Что будет с миром через сто лет?». Последнее задание должно было определить «уровень» невербального юмора добровольцев, от которых требовалось нарисовать смешные изображения животных (обезьяны, осьминога, жирафа и пингвина) и людей (профессора, политика, бодибилдера и художника).

«Уровень» юмора оценивало жюри, в состав которого вошли 28 студентов. Разумеется, оценка производилась анонимно, никто из членов жюри не знал, кто нарисовал тот или иной портрет или придумал ту или иную фразу. В целом, оценки жюри оказались низкими, но и в том, как они были распределены, обнаруживались определенные закономерности. Выяснилось, что наиболее сильно чувство юмора зависит именно от интеллекта. Слабее коррелирует с чувством юмора экстравертность. Остальные личностные качества не зависят от чувства юмора, судя по выставленным жюри оценкам. Этот эксперимент еще раз подтвердил также данные других исследований о том, что мужчины в среднем шутят смешнее, чем женщины. Это и понятно, поскольку юмор дает больше преимуществ мужскому полу, чем женскому, при выборе брачного партнера. Зато положительная корреляция между интеллектом и чувством юмора у девушек оказалась даже сильнее, чем у юношей, несмотря на то, что первые в целом шутили менее удачно.

Таким образом, чувство юмора все-таки, вероятно, зависит от интеллекта, причем, у обоих полов. Поэтому люди (как уже было сказано выше, чаще женщины) так любят тех, у кого развито хорошее чувство юмора и стараются выбирать себе брачного партнера, обладающего этим качеством. Но чувство юмора — лишь косвенный признак того, что у человека все в порядке с интеллектом, поэтому, возможно, его можно назвать своеобразной «пиар-акцией», павлиньим хвостом, с помощью которого можно подать сигнал (чаще всего, он исходит от мужчин) потенциальной партнерше: «Смотри, какой я умный!».