19 августа
Михаил Орлов
19 515

Загадочное кембрийское животное все же не было нашим предком

6.5

Детальное исследование кембрийского существа Saccorhytus coronarius позволило уточнить его систематическое положение. Оказалось, саккоритус не был прародителем крупной группы вторичноротых животных (к которым относятся человек и другие позвоночные), как считали ранее. Напротив, это было примитивное первичноротое, дальний родич насекомых и круглых червей.

Кембрийское животное Saccorhytus coronarius
Кембрийское животное Saccorhytus coronarius / © wikipedia

Кембрийский период, первый в палеозойской эре, обозначил резкий поворот в развитии жизни на Земле. Примерно 540 миллионов лет начался кембрийский взрыв, когда живые существа приобрели огромное разнообразие и современный облик — многие из крупных систематических групп, детищ тех времен, до сих пор обитают на нашей планете.

Другие, подчас очень причудливые и плохо понятные для палеонтологов, протянули недолго. Такие обитатели кембрия были устроены настолько необычно, что установить их родственные связи с жившими позже животными затруднительно. Ученые ломают над этим головы, делают предположения и порой вынуждены радикально изменить свое мнение.

Блестящий пример — мелкое многоклеточное существо Saccorhytus coronarius, которое копошилось в иле кембрийских морей рядом с другими первыми экспериментами эволюции. Его мешковидное тело достигало в длину всего миллиметр, зато имело внушительный рот в окружении колец из шипов и ямок. При этом анус у саккоритуса отсутствовал.

Окаменелости саккоритуса исследуют давно и старательно. На основании анатомического сходства ранее был сделан вывод, что саккоритус представлял собой примитивное вторичноротое. Это одна из крупных систематических групп животных, в процессе развития которых рот закладывается на конце, противоположном тому, где отверстие (первичный рот) было вначале. К вторичноротым относят иглокожих, полухордовых и хордовых (в том числе людей и других позвоночных).

3D-модель Saccorhytus coronarius и его эволюционные связи с другими животными / © Liu et al., 2022

В противном случае при развитии ануса на месте первичного рта (бластопора) мы имеем дело с первичноротыми. К ним относятся среди прочих так называемые линяющие животные, или экдизозои, имеющие особый линочный гормон, — таковы круглые черви, тихоходки, насекомые и некоторые другие существа.

Ученые обнаружили, что поры вокруг рта саккоритуса сверху закрывали внешние ткани, из которых состоят и его узнаваемые шипы. С их помощью организм ловил и поедал жертв. Но самая удивительная черта саккоритуса — все же отсутствие ануса: у него был только огромный рот. Анального отверстия и сквозного кишечника нет и у стрекающих вроде медуз и гидр, которых не считают родственниками странного жителя кембрийских морей.

Главный вывод, который делают авторы новой статьи в лидирующем научном журнале Nature, — отнесение саккоритуса к группе первичноротых, а точнее — экдизозоев. Примечательно, что для них отсутствие ануса нехарактерно, так что новая статья изменяет наши взгляды на развитие этого важного признака.

Новое исследование выполнено на прекрасно сохранившихся остатках S. coronarius, обнаруженных в Китае. На сей раз более точное описание древнего существа получили с помощью новых методов.

«Порой довольно трудно понять, что представляет собой окаменелость, и Saccorhytus не исключение. Нам пришлось использовать синхротрон, разновидность ускорителя частиц, как основу для всех четырех проведенных исследований. Синхротрон создает поток очень интенсивного рентгеновского излучения, с помощью которого можно получить качественные изображения окаменевших организмов. Мы сделали сотни рентгеновских снимков под разными углами и задействовали суперкомпьютер, чтобы создать трехмерную цифровую модель вымершего животного, и сумели различить мелкие детали его внутреннего и внешнего устройства», — подытожила Эмили Карлайл (Emily Carlisle), один из авторов.