24 марта
1 110

Плотность костей спинозавров указала на жизнь и охоту в воде

4.7

Продолжается спор об образе жизни спинозавров: новые данные о плотности их костей подтвердили, что эти гигантские хищники были отличными пловцами.

©Davide Bonadonna

Спинозавры были крупными двуногими хищниками мелового периода, жившими 100-150 миллионов лет назад. Возможно, даже самыми крупными в истории: по некоторым реконструкциям, они могли весить под 20 тонн набирать на пару метров больше, чем знаменитые тираннозавры. Однако палеонтологи до сих пор пытаются понять, какой именно образ жизни вели спинозавры и как охотились. Авторы новой статьи, опубликованной в журнале Science, полагают, что их средой была вода.

В самом деле, многие черты спинозавров указывают на адаптацию к плаванию, включая короткие мускулистые ноги с плотными костями, обеспечивающие лучшую плавучесть; узкие конические зубы, удобные для захвата рыбы, и даже парус на спине, который вполне мог служить килем, стабилизируя положение тела в воде. С другой стороны, до сих пор сильны представления о том, что динозавры были исключительно сухопутными, тогда как в морях того времени доминировали другие группы рептилий вроде мозазавров и плезиозавров.

Низар Ибрагим (Nizar Ibrahim) и его коллеги из Портсмутского университета полагают, что спинозавры жили и охотились в воде. Чтобы еще раз продемонстрировать это, ученые обратились к компьютерной томографии, собрав обширный массив данных о плотности реберных и бедренных костей почти у 300 современных и вымерших видов животных — водных и сухопутных. Сюда вошли спинозавры и их близкие родственники, представители других групп динозавров, а также птерозавров, птиц, крокодилов и морских млекопитающих. Показатели плотности костей для каждого вида ученые сопоставили с данными о том, сколько времени он проводит в воде.

Такая работа показала, что плотность может служить надежным индикатором перехода от ходьбы к плаванию и от сухопутного к водному образу жизни. В отсутствие полноценных плавников и подходящего хвоста движение в воде может стабилизироваться дополнительной массой в нижней части тела, для чего и подходят кости повышенной плотности. Они дают достаточный контроль над плаванием, позволяя даже охотиться в воде. Поэтому для сухопутных животных характерны менее плотные кости с большими полостями, а для тех, что проводят время в воде, — компактные, как у спинозавров.

Впрочем, дискуссия об их образе жизни все еще далека от разрешения. Многие специалисты, соглашаясь со способностью динозавров достаточно ловко плавать, отказываются считать, что водоемы были основной средой их обитания и местом охоты. В качестве примера такого животного можно взять бегемотов: немалую часть времени они проводят в воде, и даже плотность бедренных костей у них сопоставима с «переходом к плаванию», о котором пишут Ибрагим с соавторами. Однако назвать их водными хищниками нельзя. Возможно, это касается и давно исчезнувших спинозавров.